В молчании – слово, или как митрополит царя обличил
22 марта 1568 Митрополит Филипп (Колычев) обратился с обличительной речью к царю Иоанну IV Грозному
В начале XIX в., в царствование Александра І (Благословенного), необычный диалог завязался между двумя известными в Петербурге людьми. Первый из них был посланник Его Величества Короля Сардинии, философ, друг иезуитов Жозеф де Местр, а его собеседник – молодой русский публицист греческого происхождения и, как сейчас сказали бы, «консультант» государя, Александр Скарлатович Стурдза. Оба они были людьми светскими, однако достаточно сведущими в вопросах, касавшихся различий двух исповеданий.
Де Местр отстаивал мнение, согласно которому Церковь в России «настолько слаба, что не смеет противиться беззакониям, а терпимость Православия – это лишь “синоним равнодушия”». Стурдза парировал: «терпимость – одно из высших свойств христианского характера, его проявление и мера». Все это служило своеобразной «разминкой» перед выражением двух различных взглядов на Церковь и ее отношения с внешним миром. Де Местр отстаивал преимущества хорошо управляемого административного здания, Стурдза – нерушимость Церкви как единства в Духе. Ничто иное, по его убеждению, не способно обнаружить действительное состояние Церкви в той мере, как способность к крестоношению и к исповедничеству. Именно тогда раскрывается истинное значение православной терпимости.
Монах из детей боярских
…Случается, что вещи, давно известные, в какой-то миг воспринимаются, как будто услышанные впервые, и через них душа получает руководство к изменению жизни. Нечто подобное пережил и тридцатилетний Феодор Колычев, когда однажды за воскресным богослужением в храме знакомые слова Евангелия прозвучали как ответ на его собственные мысли: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6-24).
Москвич, сын боярина Степана Ивановича Колычева, по семейной традиции занимавшего видное место в Думе при государевом дворе, он стоял перед выбором между исполнением отеческого пожелания — видеть его на стезе государственного служения и тем негромким, но ясным призывом, который время от времени ощущал в душе — оставить все, последовать за Христом. И, наверняка, «взвешивая» ту и другую возможности, он сомневался, размышляя, не лучше ли прежде исполнить волю отца, а по прошествии времени, в согласии с близкими, освободиться от мирских попечений и посвятить оставшиеся годы иноческому подвигу? Известно, что отец его, «муж просвещенный и исполненный ратного духа», попечительно, усердно готовил Феодора для высших степеней. А вот со стороны матери, Варвары, прилагалось к сердцу иное: рассказы о древних подвижниках, привычка к чтению Евангелия, Псалтири и других духовных книг. Благоговейную любовь к монашеству Феодор унаследовал именно от нее.
Продвижению молодого боярина по службе способствовали ум, замечательная память, знания, и Великий князь Московский, Василий III, отец Иоанна IV Грозного, уже приблизил его ко двору. Но то чтение в церкви в праздник, тот «личный ответ» в один миг решил его последующую судьбу. Помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву. Для родных след его затерялся на целые годы. Пожив в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами, он направился дальше, на север к Белому морю, пока перед ним не выросли, между небом и морской гладью, будто между створками раковины, кряжистые, тучные стены и башни древнего Соловецкого монастыря.
Своего происхождения новый послушник не выдавал. Исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал гряды в огороде, трудился на мельнице и на монастырской кузнице. В ритм с ударами о наковальню шла молитва Иисусова, без молитвы не начинал он ни единого замеса и в хлебне… После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского. Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастал духовно, проходил ступени внутреннего монашеского делания. По благословению игумена некоторое время провел и в пустынном уединении. А в 1546 г ., в Новгороде, архиепископ Феодосий возвел его в сан игумена Соловецкого монастыря.
Ничего иного и не искал он для себя. Возведение храмов — в честь Успения Божией Матери и Преображения Господня, обретение древних реликвий святой обители — иконы Одигитрия, каменного креста, поставленного когда-то преп. Савватием, Псалтири, принадлежавшей преп. Зосиме — были для него радостью превыше всего того, что мог бы дать мир. Как простой трудник, работал он вместе с братиями на воздвижении стен Преображенского собора, выкопав себе тут же, под северной папертью, и могилу, рядом с могилой своего наставника — старца Ионы. Суровая для жизни земля Соловецкого острова стала для него «раем земным».
Но в Москве об отшельнике вспомнил любивший его еще в отроческие годы царь Иоанн IV . Рассуждая политически, государь надеялся увидеть в нем лучшего из возможных Предстоятеля Церкви. Человек благородного происхождения, и вместе с тем, по-монашески смиренный, кто, как не он будет способен укротить «нечестие и злобу в Боярской думе»? Лишь как послушание игумен Филипп согласился принять на себя бремя первосвятительского служения.
Голос Церкви
Не на радость возвращался он в Москву. Со смертью митрополита Макария приступы гнева, одолевавшие царя, приняли характер болезни: человека, способного обращать его к покаянию, покрывая все великой пастырской любовью, уже не было рядом. А, между тем, вокруг государя собрались люди, водимые самыми разнообразными страстями. Басмановы, Скуратовы, Василий Грязной, князь Афанасий Вяземский — имена новых любимцев царя Иоанна Васильевича наводили ужас на современников. Их называли «опричниками» и «кромешниками», не только подразумевая тем самым, что они связаны с «опричными» землями, но и вкладывая в это этический смысл — извергами тьмы кромешной были они для России, содрогнувшейся от их злодеяний.
На этом фоне как символ времени выделялись два имени — царицы Марии, дочери черкесского князя Темгрюка, и Малюты Скуратова. Ослепительная красота черкешенки, сначала совсем не говорившей по-русски, казалось, совершенно опьянила государя: для ее увеселения совершались оргии и медвежьи травли, кровавые потехи и тайные убийства. Дикая, своенравная, она подталкивала царя к совершению публичных казней, к ужасу бояр лично наблюдая со стен Кремля за исполнением приговоров… Брат бывшего фаворита — Алексея Адашева, Даниил с двенадцатилетним сыном, его тесть Нуров, три брата его жены — Сартины, племянник Шишкин с двумя детьми и племянница Мирская с пятью сыновьями, — вот лишь некоторые из списка обвиненных в «злом умысле против царицы». Подброшенные в дома бояр мешки с травами, лжесвидетельства, предательства стали постоянными признаками московской жизни.
Иоанн IV надеялся на то, что инок из отдаленного монастыря не будет вмешиваться в ход государственных дел, однако именно митрополит Филипп произнес те слова, которые до тех пор безбоязненно могли говорить лишь почитаемые народом блаженные. 22 марта 1568 г . в Успенском соборе Кремля он обратился к царю с речью, в которой обличил тиранический образ правления монарха и установленный им режим опричнины, напомнив государю об его христианском долге, несовместимом с насилием и произволом, об ответственности перед Богом за народ. Выступление Предстоятеля Русской Церкви против опричного террора было поступком огромного мужества. Возвышая голос в защиту без вины приговоренных, Предстоятель обрекал и себя на участь гонимого, рисковал самой жизнью.
Иван Грозный, как известно, пришел от речи митрополита в гнев и покинул собор, грозя Предстоятелю Церкви расправой. Вскоре она и последовала, обставленная как глумливый спектакль: монарх принудил епископов Русской Церкви учинить над митрополитом Филиппом суд. Едва ли хоть один человек во всей России верил в то, что возведенные на Предстоятеля обвинения соответствуют действительности — святость и праведность жизнь митрополита Филиппа были известны всем. Тем не менее, архиереи осудили своего Первоиерарха, приговорив его к низложению: кто-то сделал это из страха, кто-то — из желания самому занять митрополичий престол. Низложенный митрополит после публичного поругания, устроенного опричниками, был сослан в тверской Отрочь Успенский монастырь. Позднее здесь же он был задушен любимцем царя Ивана и его главным опричным палачом Малютой Скуратовым. Жертвой расправы царя стали и родственники митрополита Филиппа — Колычевы.
И все же, проповедь Предстоятеля Церкви произвела на царя некоторое впечатление. Под ее влиянием была помещена под строгий домашний арест и царица Мария. Казалось, само зло устыдилось своей наготы… До конца правления Иоанна IV образ святителя Филиппа был для него памятованием о долгах перед Царем Небесным. А при сыне Ивана Грозного — кротком и благочестивом государе Федоре Иоанновиче — митрополит Филипп был прославлен в лике святых. Новый государь принес покаяние за грех своего отца перед Господом и Церковью, обращаясь к мученику как к живому со слезами и мольбой о прощении.
Анонси
Парафіяльне консультування
У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду.
Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:.............
+380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора.....................................................
+380661516720 – протоієрей Максим Карпенко..................................................
+380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...
Підтримаємо наш собор!
У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...
Дитяча недільна школа
У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...
"Милосердний самарянин"
У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...
ПИТАННЯ ДО СВЯЩЕНИКА
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА ХРЕЩЕННЯ
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА ВІНЧАННЯ
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА СПОВІДІ
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА ПРИЧАСТЯ
РОЗКЛАД БОГОСЛУЖІНЬ
Останні новини
Богослужіння у день святкування Охтирської чудотворної ікони Божої Матері
15 липня 2025 року, у день святкування явлення Охтирської чудотворної ікони Божої Матері, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені святкові богослужіння. Напередодні ввечері служіння всенічного бдіння очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні духовенства. Божественну літургію очолив клірик собору протоієрей Максим Карпенко.
Детальніше...
Богослужіння 5-ої Неділі після П'ятидесятниці
13 липня 2025 року, в 5-ту Неділю після П'ятидесятниці та у день пам'яті собору славних і всехвальних 12-ти апостолів, Троїцький архієрейський собор зібрав єдиновірних братів і сестер, які прийшли до храму, щоб прославити Бога і приступити до причастя святої Євхаристії. У день Господній у нашому храмі було здійснено Божественну літургію, служіння якої очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні кліриків храму.
Детальніше...
День пам'яті апостолів Петра та Павла
12 липня 2025 року, в день пам'яті святих первоверховних апостолів Петра та Павла в Троїцькому архієрейському соборі були здійснені святкові богослужіння. Напередодні ввечері служіння всенічного бдіння з чином літії, очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні духовенства. Божественну літургію очолив клірик собору протоієрей Костянтин Таптунов.
Детальніше...