Священник Константин Камышанов

Дети - это больше, чем просто дети

   

У эллинов способность мужчин плакать в благородных обстоятельствах считалось признаком совершенства народа. В бой они шли с музыкой, а над павшими воинами плакали. Музыка помогала им извлекать из души так необходимый в бою ум и спокойствие. Плач по убитым не давал горю разрушать душу. 

Персы в бой шли с криком, а на воинов, павших в сражении, внимания уже не обращали. Мы, немцы и англичане, видно, персидского племени. Плакать нам неприлично. Я знаю одного такого человека, который никогда бы в жизни не заплакал, если бы ему вдруг не попался прибор для подогрева бутылочки с детским молоком.

Они покупали детские вещи еще до свадьбы. Книжки, игрушки, одежду. А Бог детей не дал. Сначала это было ошеломительно. У нас понемногу учатся сочувствовать инвалидам. Дорожки, лифты и Олимпиады – мы ищем возможность помочь нашим братьям. А вот бездетных народ не жалует. И родня, и друзья всегда могут очень мастерски срезать:

— Вот будут у тебя дети, тогда и скажешь

— Нет у тебя детей, вот, ты так и поступил

— Она никогда не хотела детей. Всегда была эгоисткой и хотела жить для себя. Вот и катаются по заграницам

— Нерожавшая баба – вот и молодая

Это убийственно. Это как выстрел в сердце. Сначала в голове стоит звон от обиды, а потом целыми днями изнуряющая боль, которая не проходит никогда. Целыми днями небо давит на грудь. Вздох и стон – участь бездетных.

Этот человек однажды открыл шкаф и из него вдруг выпала эта пластиковая бутылочка. В нее нужно было бы вставлять другую бутылочку с остывшим молоком для грудничка. Жена где-то прятала ее в недрах этого шкафа, но вот она попалась ей на глаза и она забыла ее спрятать вновь. Муж поднял прибор, и слезы как выстрел брызнули из глаз.

Стало так жалко жену. Разговор про ребенка был так болезнен, что они никогда не говорили об этом, все вручив в руки Бога. И вдруг стало ясно, что жена вернулась к этим детским покупкам и держала их в руках.

Не только жалость, но и страшное ощущение какой-то мистической дыры в жизни.

В жизнеописании Франциска Ассизского, в знаменитых «Цветочках Святого Франциска», есть момент, когда святого застали катающим снеговиков по склону гору. Он плакал и приговаривал:

— И у меня могли быть дети!

Момент потрясающ тем, что он догадался, что дети – это больше, чем просто дети. Это доверие Бога к тебе, состоящее в том, что он передает тебе Своих чад на временное хранение. А кому можно доверить своих детей? Конечно, только тому, кому доверяешь. А раз нет детей, значит, Господь не верит мне? Рождение детей – это что-то очень важное на ментальном уровне.

Но еще горше была длинная жизнь Иоакима и Анны – родителей пресвятой Богородицы. Кроме знакомого нам горя, им было отмерено еще и поношение. Дело в том, что в древней Иудее безчадие было еще и признаком проклятости. Многие иудейский семьи ожидали из своего колена Мессию.

Многие втайне мечтали, чтобы именно из его рода пришел спаситель. Ну если не Мессию, то хотя бы таких потомков, которые вместе с ним могли бы царствовать в Новом мире. А уж если нет детей – то, стало быть, люди грешные и подлые. Народу грех не виден. А Бог видит. Они как бы обманули сограждан внешним благочестием, но Бог их покрал и за хитрость и лицемерие.

Человек многое может вытерпеть, но однажды, если его не укрепляет Бог, он ломается и падает.

Во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Иоаким заплакал, не выдержав тяжести ноши всей своей жизни. Он готов был сломаться, если Господь не ответит ему. Старец ушел в пустыню, в шатер, для того, чтобы или остаться там, или получить ответ Господа, сорок дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему.

О, эта беседа с Богом! Так беседовал под звездным небом праотец Авраам. Так беседует всякая душа со своим Отцом. Но иногда наша душа, срываясь, горячо просит Отца протянуть ей руку потому, что ей страшно и у нее нет больше сил.

По преданию, святая Анна, думая о заплакавшем муже, вышла во двор и увидела на дереве гнездо с птенцами… Сердце ее разорвалось. Но явился ей ангел Господень и сказал:

– Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.

Услышав ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:

– Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть он служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.

Первосвященник не был садистом (хотя Иоаким и расплакался), он был «строг, но справедлив». Он не смел быть милосердым, не смел сделать шаг от Закона — к несчастному. И тогда, вместо первосвященника, Сам Творец, источник Закона, шагнул навстречу плачущим Иоакиму и Анне — подарил им дочь.

Чему, казалось бы, радоваться: не сын, не наследник. Но милость была милостивой сверх всяких ожиданий; как и в случае с Иовом, Бог дал куда больше, чем можно взять с самого богатого человека: дал Божию Матерь, которая Сама — источник всех богатств христианского народа.

И можно было бы написать: «И жили они долго и счастливо». Но в том-то и дело, что два этих человека останутся в памяти человечества не потому, что на старости лет у них родилась девочка, а совсем по другому поводу. Я не буду писать о том, что уже написано, а обращу внимание на вещи, остающиеся в тени.

Во-первых, бесчадие в иудейской среде – законный повод для развода. Но вот он ее не бросил. Любовь оказалась выше страха старости, насмешек и позора. Они словно два романтика противопоставили свою нежную любовь злу мира. Какая замечательная икона!

Одно из лучших слов, сказанных о любви. Как нежно и воздушно они касаются друг друга. Оба, поднявшись на носочках, уже парят в воздухе.

Переходя от верности к вере, мы замечаем в них общий корень. В этой истории мы видим иллюстрацию определения веры данной апостолом Павлом: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть, говоря проще – это такое состояние души, когда она видит мир духовных сущностей так же реально, как мир вещей, когда грань между мирами истончается и почти исчезает.

Вера — это такое состояние души, когда она видит Бога на расстоянии вытянутой руки. Когда душа ходит перед Ним и беседует с Ним непрестанно.

Уверенность в невидимом супругов, их порыв к Богу-Отцу потрясает. С другой стороны, осуществление ожидаемого, в этой истории, воспринимается как движение Бога навстречу людям. А все вместе, как сотворчество Бога и человека — синергия в данном реализованном акте взаимостремления .

Вера у нас общая и одна на всех. Таким образом, я, часть народа Нового Завета, тоже становлюсь косвенным участником ожидания и стремления к Небу. Мне это очень важно видеть себя и иметь место в этом взаимопроникновении людей и Бога. Меня чрезвычайно вдохновляет опыт веры этих праведных супругов. И важен праздник Рождества Богородицы как день торжества Веры. Поэтому так сильна эта история, что всякий раз, когда читаю ее, вздрогнет сердце и трепет пойдет по нему. Вера вообще имеет свойство как огонь переноситься от сердца к сердцу. Когда не хватает своей веры, тянешься к вере праведников.

Вера Иоакима и Анны была не только их личной верой. Сотни мужчин и женщин – их предков, любя Бога, боролись с гордостью, жадностью, злостью, мстительностью, самолюбием. Сотни этих людей взращивали в себе благодушие, мудрость. Сотни этих людей искали и находили Бога, так что уже нам искать Его не надо. Здесь мы видим Древо Веры. А среди кроны этого древа мы должны найти свое место.

И последнее – это удивительное понимание природы человека. Мы думаем, что наши родители Иван Иваныч или Галина Петровна. Но праведные Иоаким и Анна знали, что это не так. И в самом деле, разве мы знаем, что такое бластома и как она развивается? Что такое митохондрии и пластиды и как душа крепится к телу и Богу? И что такое личность и как она и о чем беседует с Богом наедине?

Ясно, что такое сложное явление нам дается в руки ТОЛЬКО подержать и не испортить. Дается для ухода и возвращения Богу человека выросшего и украшенного любовью, верой и чистой силой. Понимание себя чадом Божиим – это так глубоко и мощно. Понимание того, что все мы — дети, любимые Владыкой мира. Понимание того, что с великих и таинственных глубин вселенной к нам направлен глас Великого Творца и нашего настоящего Отца. Голос полный любви и предложения быть вместе как когда-то в Раю. Вместе ухаживать за Раем. Вместе любить и жить лицом к Лицу. Глаза в глаза.

   

Православие и мир

    

Анонси


Парафіяльне консультування

У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду. Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:............. +380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора..................................................... +380661516720 – протоієрей Максим Карпенко.................................................. +380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...


Підтримаємо наш собор!

У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...


ЄЛЕОСВЯЧЕННЯ

У Вівторок, 16 квітня, в 17:00 в Троїцькому соборі, буде здійснено таїнство ЄЛЕОСВЯЧЕННЯ (маслособорування)
Детальніше...


Дитяча недільна школа

У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...


"Милосердний самарянин"

У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...



Останні новини


Богослужіння 4-ої Неділі Великого посту

14 квітня 2024 року в 4-ту Неділю Великого посту, коли відзначається пам'ять преподобного Іоанна Ліствичника, ігумена Синайського, в Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Служіння всенічного бдіння і Божественної літургії за чином святителя Василія Великого очолив протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру.
Детальніше...


Благовіщення Пресвятої Богородиці

7 квітня 2024 року, у Неділю 3-тю Великого посту, Хрестопоклонну, та свято Благовіщення Пресвятої Владичиці нашої Богородиці і Приснодіви Марії, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння богослужіння. Богослужіння очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру. Божественна літургія, як і раніше, зібрала безліч єдиновірних братів і сестер, які стали причасниками святої Євхаристії. За богослужінням було піднесено сугубі молитви про мир у нашій державі.
Детальніше...


Богослужіння 2-ої Неділі Великого посту

31 березня 2024 року у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння ІІ Неділі Великого посту. Служіння всенічного бдіння та Божественної літургії очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру. Завершилося богослужіння проповіддю та пастирським благословенням.
Детальніше...