Любому христианину знакома знаменитая притча Спасителя о талантах (см. Мф. 25, 14–30). Что же можно понимать под евангельскими талантами? Чаще всего проповедники говорят о духовных дарах. Как пример для истолкования можно взять стихи из послания апостола Павла: Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении… (Рим. 12, 6–7). Далее апостол дает длинный перечень церковных служений, существовавших в первые века христианства. Вот они, евангельские таланты.
Однако наши толкователи считают также, что здесь уместно говорить и о тех дарах Божиих, которые прямо не касаются духовной жизни. Условно их можно назвать светскими, или естественными. Например, это может быть математический или гуманитарный склад ума, умение сделать что-то искусное руками, особая восприимчивость к цвету или звуку, наличие материального богатства, организационный дар и вообще склонность к той или иной профессии. Об этих дарах пишет апостол Петр: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил (1 Пет. 4, 10). «Апостол наставляет всех христиан служить всеми естественными и благодатными дарами благу и пользе ближних», – объясняет данное место «Толковая Библия» Лопухина. «Ибо не тот только должен делиться с неимеющим, кто имеет деньги, но и тот, кто имеет и прочие естественные дары», – объясняет тот же стих блаженный Феофилакт Болгарский.
Подобное понимание встречается в церковных толкованиях на саму притчу о талантах. «Человек в этой притче означает Бога Творца и Промыслителя, Который рабам Своим, то есть всем человекам, дает различные дары, естественные и благодатные… Кроме даров благодатных, каждый человек получает от Бога дары естественные: разные средства и способы служить Богу и ближнему; кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др. Все эти дары Божии и подразумеваются в притче под именем талантов», – пишет святитель Филарет Московский.
«Потому-то Бог и дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего», – подобным образом комментирует притчу Златоуст. Блаженный Феофилакт, закончив речь о дарах духовных, прибавляет и толкование о дарах естественных. По его мнению, Спаситель имел в виду также «дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность». Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям». Подобным образом рассуждает и Толковая Библия Лопухина: «Под талантом, который дается людям, разные экзегеты понимают всякий дар, получаемый человеком от Бога». Талант, данный Господом для добывания хлеба насущного, напрямую связан с нашей верой и благодаря ей может превратиться в духовное служение.
Интересно, что в развитии естественных даров важен тот же принцип, который касается даров благодатных. Павел говорит: имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры. По мере веры, то есть согласно духовному росту человека. Качество служения в Церкви состоит в тесной связи с верой, но было бы ошибкой считать, что принцип взаимоотношения дара и веры действует только внутри Церкви. Талант, данный Господом для обычной жизни, мирских профессий, для добывания хлеба насущного, тоже напрямую связан с нашей верой и благодаря ей может превратиться в духовное служение.
Любая светская профессия (только если она сама по себе не греховна) может получить помощь Божию, если делается с верой и молитвой. Не направит ли Господь скальпель в руках верующего хирурга? Не поможет ли Господь молящемуся парикмахеру сделать прическу клиентке так, что у нее настроение улучшится и она с мужем помирится вечером? Разве не поможет вера строителю класть кирпич качественно, чтобы возведенные им стены не обрушились? Разве не заставит милиционера его вера не брать взяток? Вера может и должна родить не только причастника Божественного естества, но и честного журналиста, неподкупного чиновника, законопослушного гражданина и просто хорошего специалиста, не терпящего халтуры, – если только человек будет работать по мере веры, то есть согласно уровню своих взаимоотношений с Богом.
В Церкви с вопросом веры нам все более-менее понятно – мы знаем, что в церковном мире все должно делаться по вере. Но в том, что касается нашей внецерковной деятельности, нашей работы, мы часто абстрагируемся от нашей веры и становимся совсем другими людьми – и это очень неправильно. Потому и живем дрянно и некрасиво, что вера наша остается в стенах храма, мы забываем ее там до следующего воскресенья. Но веру Христову непременно нужно брать с собой – и домой и на работу.
Перед современным христианином стоит непростая задача вместить измерение веры в будни, сделать свою профессию духовным служением. Если ты водитель, води так, как бы ты возил Христа. Если ты повар, готовь так, как бы ты готовил Христу. Если ты дворник, убирай так, как бы ты убирал во дворе дома Божией Матери. Словом, делай все по мере веры. Если ты пророк, будь пророком по мере веры, а если ты слесарь, будь слесарем по мере веры – и Господь примет твое служение.
Итак, Господь дает каждому человеку дар религиозный, для познания Бога. Этот дар может сформироваться в то или иное церковное служение. Также мы получаем мирской, естественный талант для осваивания светской профессии, чтобы кормить семью и служить ближним. В реализации обоих видов даров важна вера, которая является духовным стержнем для их развития. Вера в Бога должна заквасить всю нашу жизнь, чтобы мы умножили и принесли к ногам Христовым все подаренные нам таланты. И пока этого нет, вряд ли всерьез можно говорить о духовности. Не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15, 46).
Такова важная грань понимания евангельской притчи, которая иногда ускользает от нас; та грань, забвение которой лишает наше христианство самого главного, без чего спасение невозможно – жизни по Евангелию.