Радоница – первое поминовение усопших

после Пасхальной седмицы

   

      

   

   

   

   

   

   

  

   

   

   

   

   

   

Радоница – первое поминовение усопших после Светлой Пасхальной седмицы, которое совершается во вторник второй недели после Пасхи, или на 9-й день по Пасхе. Именно с этого дня по Церковному уставу разрешается по полному чину совершать панихиды. Особенность этого поминовения в том, что к заупокойным песнопениям присоединяются пасхальные. В день Радоницы верующие символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.) этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Слово «радоница» («радуница», «радовница») восходит к славянскому корню и обозначает «радость», «радовать». Радоница в годичном круге церковных праздников занимает особое место, т.е. идет сразу после Светлой пасхальной недели. И этим как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Иисуса Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. 

«Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос Воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину Воскресе!» (Архимандрит Кирилл (Павлов). 

Святая Пасха является средоточием всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения. 
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью. 
   

Как относиться к могиле православного христианина 

– Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. 
– Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения –Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. 
– Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. 
– Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора. 
  
Как вести себя на кладбище 

– Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (усиленное моление). Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника, более краткий чин может совершить мирянин. 
– По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. 
– Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. 
– Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному. 
   
Как правильно поминать усопших 

– «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. 
– Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами. После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. 
– В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом. Это дни: 
1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. 
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста. 
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. 
– Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды. 
– Кроме этих общецерковных дней, наша поместная Православная Церковь установила еще некоторые, а именно: 
4. Радоница – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник. 
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского. 
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля). 
7. Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

   

Анонси


Парафіяльне консультування

У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду. Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:............. +380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора..................................................... +380661516720 – протоієрей Максим Карпенко.................................................. +380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...


Підтримаємо наш собор!

У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...


ЄЛЕОСВЯЧЕННЯ

У Вівторок, 16 квітня, в 17:00 в Троїцькому соборі, буде здійснено таїнство ЄЛЕОСВЯЧЕННЯ (маслособорування)
Детальніше...


Дитяча недільна школа

У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...


"Милосердний самарянин"

У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...



Останні новини


Богослужіння 4-ої Неділі Великого посту

14 квітня 2024 року в 4-ту Неділю Великого посту, коли відзначається пам'ять преподобного Іоанна Ліствичника, ігумена Синайського, в Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Служіння всенічного бдіння і Божественної літургії за чином святителя Василія Великого очолив протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру.
Детальніше...


Благовіщення Пресвятої Богородиці

7 квітня 2024 року, у Неділю 3-тю Великого посту, Хрестопоклонну, та свято Благовіщення Пресвятої Владичиці нашої Богородиці і Приснодіви Марії, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння богослужіння. Богослужіння очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру. Божественна літургія, як і раніше, зібрала безліч єдиновірних братів і сестер, які стали причасниками святої Євхаристії. За богослужінням було піднесено сугубі молитви про мир у нашій державі.
Детальніше...


Богослужіння 2-ої Неділі Великого посту

31 березня 2024 року у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння ІІ Неділі Великого посту. Служіння всенічного бдіння та Божественної літургії очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру. Завершилося богослужіння проповіддю та пастирським благословенням.
Детальніше...