Протоиерей Павел Адельгейм

   

Проповедь в день памяти святых Петра и Февронии

   

    

Проповедь произнесена в храме святых Жён-мироносиц г. Пскова

за Божественной литургией в день памяти святых Петра и Февроньи

8 июля 2012 года

   

Проблема брака в Церкви – это проблема чрезвычайно сложная, особенно в тех условиях, которые сложились в современном обществе. Раньше были принципы, нерушимые основы, покоившиеся на божественных заповедях, а сейчас в обществе всё стало относительно, приблизительно, условно. 
И вот, брак – это одна из ценностей человеческих, которая хранит человеческое существо, т.е. брак охраняет саму сущность человека от разрушения. И когда сейчас в обществе появляются такие размышления, как "брак устарел", «сейчас нужно придумать что-то новое», оказывается, что кроме свободного блуда, ничего другого человек придумать не может, потому что брак – это одно из самых первых божественных установлений. Разрушение брака – это разрушение самой человечности. 
И вот, сегодня мы с вами чтим память святых Петра и Февронии. Житие у них очень несложное. 
В 1203 году, т.е. в самом начале 13 века, князь Пётр стал князем Муромским. Его избрали на княжение Муромцы. И княжение его началось очень благополучно. Но случилась беда: он заболел. Всё тело его покрылось струпьями. Нам трудно сказать, какая болезнь постигла его. Но всё тело было покрыто струпьями, и он очень страдал от этого. Всё тело чесалось, гноилось, разлагалось. И он обращался ко многим врачам и целителям, но ниоткуда не получил помощи. И вот, один человек посоветовал ему обратиться к девушке Февронье, которая знала способы исцеления – видимо, восприняла их от своих учителей. И она обещала ему исцеление, но её условием было, что князь женится на ней. И князь был в большом недоумении. Он понимал, что простую девушку из села его окружение не воспримет в качестве княгини, и неизбежно возникнут очень большие осложнения с его царствованием. Он по-разному размышляя об этом, по-разному договаривался с ней, но её условие было нерушимым. Её не устраивала плата, она хотела быть княгиней. И в конце концов, мучимый этой болезнью, князь Пётр согласился. Она действительно исцелила его от болезни, но оставила на его теле один струп. И когда пришло время ему исполнить своё обещание, то он отказался, т.е обманул её. И тогда от этого оставшегося струпа он снова весь покрылся струпьями. И снова начались страдания и болезни. И пришлось ему снова обратиться к Февронии, попросить прощение за то, что он обманул её, и согласиться на ней жениться. И на исцелила его до конца от болезни. Он исполнил своё обещание – женился на ней, но произошло то, чего он ожидал: окружение не могло с этим согласиться и не хотело принять Февронию в качестве своей госпожи, княгини. И произошёл бунт. И князя Петра и Февронию его бояре изгнали. И они вместе отправились в изгнание. Прошло много времени, так что, они много понесли искушений и скорбей, но потом оказалось, что княжество стало приходить в упадок. Его стали одолевать окружающие князья, которые хотели подчинить его себе. И бояре вынуждены были вновь призвать Петра и Февронию на княжение. И они простили причинённые им обиды, вернулись на княжение в Муром и благополучно прожили долгое время, а потом оба скончались. Перед своей смертью они решили принять монашество, так как жили в бездетном браке. И приняв монашество, просили и погребсти их в одном месте и в одном гробу. Вот так закончилась их судьба. 
И наверное, именно и потому, что они обрели любовь в своём браке, и погребены были в одном гробу, церковь чтит их память, как покровителей христианского брака. 
Собственно, несколько странное принятие их в качестве образца христианского брака – брак бездетный, брак, который в начале был вынужден. Но мы можем надеяться, что действительно возникла любовь, которая связала их и соединила даже по смерти, но образец христианского брака, конечно, очень спорный. 
Почему же мы храним вот их в качестве образца христианского брака? Потому что через всю двухтысячелетнюю историю христианства мы с вами находим множество мучеников, множество преподобных, святителей, юродивых, но не находим не только лика святых, которые бы прославились в браке, не находим даже одной пары за две тысячи лет, на которую можно было бы указать как на образец христианского брака. И это, конечно, удивительно. Это говорит о том, что вся христианская история может быть не сразу, потому что изначально в Евангелие мы видим заложенные основы брака – не только в Евангелие, но гораздо раньше – в первых главах Книги Бытия, в самом начале Библии находим эти основы брака, но вся христианская история сложилась таким образом, что ни одной христианской пары брачной мы не можем указать в качестве образца. И, разумеется, не потому что в церкви забыта задача брака. По-видимому, как-то иначе устраивал Господь христианское сознание. Возможно, должен был отчего-то отвратить такого, что таило в себе серьёзные опасности. Но, как бы там ни было, мы с вами чтим тех святых, которые прославились в церкви как брачная пара, как образец христианского брака, молимся им и просим, чтобы они, хотя и будучи иноками - мы с вами пели им: "Ублажаем вас, преподобные Петре и Феврония, и чтим святую память вашу, наставники монахов и собеседники ангелов", - в то же время, мы просим их, молимся им, чтобы они хранили наши брачные узы, защищали и сохраняли от соблазнов и помогли тем, кто хранит узы брака, достигнуть Царства Небесного. Аминь.

   

Источник

   

Анонси


Парафіяльне консультування

У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду. Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:............. +380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора..................................................... +380661516720 – протоієрей Максим Карпенко.................................................. +380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...


Підтримаємо наш собор!

У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...


Дитяча недільна школа

У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...


"Милосердний самарянин"

У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...



Останні новини


День пам'яті святителя Миколая, архієпископа Мир Лікійських, чудотворця

19 грудня 2024 року, у день пам'яті святителя Миколая, архієпископа Мир Лікійських, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені святкові богослужіння. Напередодні було відслужено всенічне бдіння з чином літії, а в сам день свята - молебень із акафістом святителю. У святковий день Божественну літургію очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру.
Детальніше...


Богослужіння нічної Божественної літургії

17 грудня 2024 року, клір та парафіяни Троїцького собору зібралися до храму на спільну нічну молитву. У седмицю 26-ту після П'ятидесятниці, в день пам'яті великомучениці Варвари, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Нічну Божественну літургію очолив клірик собору протоієрей Максим Карпенко у співслужінні соборного духовенства.
Детальніше...


Богослужіння 25-ої Неділі після П'ятидесятниці

15 грудня 2024 року, у Неділю 25-ту після П'ятидесятниці, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Служіння всенічного бдіння та Божественної літургії очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні кліриків храму. За богослужінням було піднесено сугубі молитви про припинення війни.
Детальніше...