Павлос Муктарудис

Неделя о слепом

     

      

Сущность чуда

Евангельский слепой был лишен как телесного зрения, так и духовного, потому что не знал Христа и был обделен светом Его благодати. Тем не менее, он являлся смиренным человеком. Причиной его смирения была скорбь об отсутствии зрения. Если высокомерие омрачает душу, то смирение просвещает ее и помогает “видеть”. Слепой не имел зависти и гордости фарисеев. Душа его была чистой, а намерения – благими. У него были все причины для того, чтобы увидеть светоносную благодать Божью.

Христос приходит к нему, хотя сам слепой не искал встречи с Господом. Бог являет Собой начало всякого блага. Он приходит, чтобы встретить слепого. Господь знает, что таит в себе этот человек, Бог “испытует сердца и утробы” (Пс. 7:10). Он, зная, что слепой имеет все причины для восприятия чуда, дает ему возможность показать свою добродетель. Бог, являясь началом чуда, желает и требует участие и самого слепого, чтобы достичь необходимого результата. “Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: “посланный”. Он пошел и умылся, и пришел зрячим” (Ин.9:6-7). Это, казалось бы, простое действие является, тем не менее, чудесным, тая в себе Божественную силу. Это напоминает повествование книги Бытия, когда Бог “из праха земного” сотворил человека, показывая нам, что Он был Творцом и тогда, и сейчас. Тогда Он создал человека, сейчас – пришел освободить его и обожить. С помощью глины Он восполняет то, чего не доставало в глазах слепого, дотронувшись до них Своими чудотворящими руками.

То, что было совершено со слепым, является истинным Божественным чудом, превосходящим все законы человеческой логики. По человеческим меркам глина, попавшая в глаза, может стать причиной потери зрения и для здорового человека. Она никак не может стать лекарством, исцеляющим от слепоты. Но в Божьих руках глина становится материалом для совершения чудесного возвращения зрения. И чудо это не поддается истолкованию.

На вопрос, как это случилось, ответ: “невыразимо”. Этому чуду, равно как и многим другим, мы с верой поклоняемся. Прикосновение рук Христа, его плевок и все, что исходит от Его Божественного Тела, где обитает Бог Слово, являются источниками чудес. Но для них необходима вера, превосходящая человеческий разум и предающая Христу того, кто ею обладает. Так поступает и слепой. Будучи смиренным, он отрекается от человеческой логики в пользу Божественной. Он делает все, что велит ему Христос, ведь его чистая и невинная душа верит в превосходство Божественного разума над человеческим. Все, что говорит и делает Христос, кажется человеческой логике парадоксальным и немыслимым, а, на самом деле, является истинным и мудрым. Хотя телесные глаза слепого закрыты, глаза его души открыты Христу.

Апостол Петр пишет христианам о Христе: «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною»  (1 Петр. 1:8) Речь идет о тех, чья жизнь была безупречной. Таким, по всей видимости, был и слепой. Когда действует Бог, верующий принимает Его действия, не спрашивая, как и каким образом это происходит, но подчиняется и слушается. Эта вера притягивает к себе благодать, открывая не только телесные очи, но и душевные.

Поэтому слепой с готовностью соглашается на использование глины как лекарства от слепоты, на деле показывая свою веру и послушание Христу. Он идет в купальню Силоам, погружается в нее и прозревает. Он понимает, что глина и воды Силоама не принесли бы исцеления, если бы к ним прибег кто-то другой. Здесь происходит нечто принципиально иное. Под видимыми вещами, глиной и водой, действует иная сила, некая исцеляющая благодать, а именно – плевок Христа и прикосновение Его пальцев к больным глазам слепого. Тело Христа источает истинный Свет Сына и Слова Божия, воскрешающий мертвых. Так начинается внутренняя связь и общение со Христом.

    

Вера и чистая жизнь

Очищая свой разум, человек отражает святой свет благодати, познает себя, свое предназначение и, насколько это возможно, Бога. Он становится жилищем Божьим, приобретает знание Бога, которое заключается в опыте, переживании, а не интеллектуальном знании. Это опыт Церкви и святых. Достаточно, чтобы человек смиренно признал себя слепым, “ослепленным духовными очами”, как поет сегодня наша Церковь, и от всего сердца попросил Христа об исцелении через церковные таинства. Молитва “просвети мою тьму” характерна для жизни святых, которые через очищение обретают зрение и благодаря благодати и силе Святого Духа умозрительно видят видения и таинства.

Так случилось и с бывшим слепым. Христос даровал ему свет как телесных очей, так и очей души. Его вера, чистота сердца, отношение к высокомерным и гордым фарисеям показывают, что внутренне он был предан Христу. А это, в свою очередь, свидетельствует о духовном прозрении, являющемся куда более важным, чем телесное. Очи разума просвещаются, и человек встает на путь жизни по образу Христа, постоянно совершенствуясь и уподобляясь Богу. Бывший слепой повсеместно рассказывает о чуде, совершенным Иисусом, вновь и вновь повторяя: “Слеп был, а теперь вижу”.

Его чистая и крепкая вера, равно как и стремление его сердца, помогают ему увидеть во Христе не просто человека, но Богочеловека. “Бога Тя исповедавше таящагося”. Таящегося и невидимого лишь неверующими.

Просвещение души слепого – это посещение его благодатью Святого Духа, призывающего жить по примеру Христа. Это прямой путь к постоянной связи и общению с Богом.

     

Источник

     

Анонси


Парафіяльне консультування

У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду. Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:............. +380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора..................................................... +380661516720 – протоієрей Максим Карпенко.................................................. +380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...


Підтримаємо наш собор!

У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...


Дитяча недільна школа

У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...


"Милосердний самарянин"

У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...



Останні новини


Богослужіння 4-ої Неділі після П'ятидесятниці

21 липня 2024 року, в 4-ту Неділю після П'ятидесятниці та в день явлення Казанської ікони Пресвятої Богородиці, в Троїцькому архієрейському соборі були здійснені недільні богослужіння. Служіння всенічного бдіння та Божественної літургії очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні кліриків храму. За літургією було піднесено сугубі молитви про мир у нашій державі. Завершилося богослужіння проповіддю та пастирським благословенням. 
Детальніше...


Богослужіння 3-ої Неділі після П'ятидесятниці

У 3-ю неділю після П'ятидесятниці, 14 липня 2024 року, Тріоїцький архієрейський собор знову наповнився парафіянами, які зібралися, щоб віддати Богові свою подяку у звершенні святої Євхаристії та стати причасниками Тіла та Крові Господніх. Богослужіння очолив клірик собору священик Максим Карпенко. За літургією було піднесено сугубі молитви про припинення війни.
Детальніше...


День пам'яті апостолів Петра та Павла

12 липня 2024 року, в день пам'яті святих первоверховних апостолів Петра і Павла в Троїцькому архієрейському соборі було здійснено святкові богослужіння. . За літургією було піднесено сугубі молитви про припинення війни. Благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов, який очолив святкування на честь апостолів, вимовив слово повчання на їхню пам'ять.
Детальніше...