Ольга Шульчева-Джарман

Ксения блаженная.

Ополчение Христово.

Militia Christi

         

          

В путь!

Не возьмешь двух одежд и сумы,

а вместо единого поприща – два.

В путь! –

В руку – посох,

и ноги – о камень,

сапоги стерты до дыр.

На плечах – прозелень с алым –

старый солдатский мундир.

      

Да, так одевалась она, Ксения, святая, блаженная – в зеленое и алое. Цвета мундира мужа. Андрей было имя ее, ибо она стала мужем совершенным, в меру возраста Странника-Христа. Феодорович было отчество ее – ибо Божиим даром было то, что совершала она.

Женщина, безумная, в мужской одежде – на улицах столицы. Ее не пускали «на прошпект» столицы, потому что она была нищенкой. Она ходила по окраинам и ночевала в поле. А в столице все было хорошо. Христианами были все – от купца до императрицы. Церковь стала торжествующей? Христос победил на Руси? Все молились, постились, в меру грешили, в меру каялись. Неужели Церковь так – торжествует? Торжествует в тепле и сытости, при благочестивых императорах и правителях?

«Приглашающие к разного рода таинствам громко кричат вот что: кто только имеет чистые руки и мудр на словах. Но послушаем, что за людей христиане зовут к прославлению своих таинств! Царствие Божие, говорят он, уготовано грешникам, простецам, детям, одним словом — всем несчастным» – возмущаясь учением христиан, писал язычник Цельс.

… Один из апологетов ранней Церкви говорил, что легионером императора Римского стать непросто – надо быть сильным и здоровым мужчиной, и, конечно, не рабом, и тем более, не калекой. А женщины и дети – совсем не воины. Но, — добавлял апологет – у христиан не так. Каждый христианин – воин. Христиане, как и военные, называли язычников «штатские» — pagani. Плиний Младший писал императору Траяну, что христиане «обязывают себя клятвою» — т.е. буквально «воинской присягой».

Новокрещенный христианин сравнивался с рекрутом, и в этом ранние христиане опирались на слова апостола Павла: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:14-17). А как же армейская дисциплина – «от меня до следующего дуба»? Значит, христианин должен не думать, а выполнять приказ?

Но мы плохо представляем римскую армию, вдохновившую ранних христиан на такой образ. «Римляне не совсем по-нашему понимали военную дисциплину, они ее видели не столько в подавлении индивидуальной воли, сколько в единении ее для достижения общей цели», — писал французский историк Г.Буассье . Цель же христиан была – Христос, исполнение их стремления. И они были ополчением Христовым, militia Christi, незнатные, неблагородные, нищие, ничего кроме Него не имеющие, ни к чему не привязанные, в смерть Его крестившиеся.

    

В путь!

ополченье Христово, —

militia Christi –

Сор, что попран – как Павел писал –

всеми,

смех, нагота и позор.

Неотмирна Церковь Его.

Смешна она для удобно устроившихся в жизни людей.

Не имеет она, как и Странник-Христос,

где главы приклонить.   

В путь!

Напиши

в Смирну, Пергам и Эфес,

Филадельфию,

Рим!

Церковь

странствует

там – в городах.

Церковь странствует –

по слову апостола Павла,

по стогнам града

Петра.

     

Так говорил Игнатий Богоносец, священномученик, тот мальчик, которого Христос-Странник поставил посреде учеников, говоря о Царствии и о детях… Странствующая Церковь… Ее не удержать, не уловить… Ксения ночевала под открытым небом, не оставалась в гостях…
Звала ее к себе живая вода Христа, как звала она священномученика Игнатия к свидетельству о Христе Воскресшем в другой столице империи, средь зубов зверей… Ведь воды многие в городе Святого Петра – и в Старом Риме, и в столице Рима Третьего. И фамилия ее была – «Петрова»…

    

Сердце империи бьется,

дороги

ведут сюда –

в путь!

раскрывает кольцо Колизей,

разрывает кольцо…

Когорта претории.

Небо – в перекрестье огней.

Странствуешь где?

Где живешь?

   

«Вся я тут!» — говорила блаженная Ксения, заходя в чей-то дом. Вся она – и Христос с нею – здесь.

    

Напиши –

как зовет живая вода –

прииди!

Гряди!

В путь!

Реки

перекроют мосты,

запоют острова.

    

Она – словно обновляющаяся в своей юности Церковь, невеста Христова прекрасная, идущая за Ним, куда бы Он ни пошел. Образ Мессии-воителя, ветхозаветный образ, преломился в Новозаветной Церкви – ибо преломлено было Тело Мессии на Кресте по Его желанию и Его воле. Имя Его было Иисус – но Он был совсем Иной, чем яростный сын Навин, которого Честертон так точно назвал – «боевой топор Бога».
Иисус Христос, пришедший от Девы Марии – изначально Иной, и такого еще под солнцем не бывало. Он и творит все новое в Себе и Собою. И Церковь Его – непонятная, иная, чуждая миру сему – и великая в своей любви ко Христу-Воителю, Мужу Крепкому, связавшего крепкого противника пробитыми насквозь, обездвиженными руками.

   

О, грозна как полки со знаменами,

нищая странница,

воинство Господа сил,

Его колесница и конница,

дева и старица.

Странствуешь где?

Ответь – где

Он пасет между лилий?

Где

Он взглянул сквозь решетку

и миро от риз Его

словно весенний туман

над рекой и землей.

     

«Пустые века сего желания удаляют от отечества, любовь к ним и привычка одевают душу нашу как будто в гнусное платье, оно названо от апостолов — внешний человек. Мы, странствуя в путешествии сей жизни, призывая Бога в помощь, должны гнусности той совлекаться, а одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века и через то узнавать наше к небесному отечеству или приближение или удаление», — писал много веков позже Тертуллиана преподобный Герман Аляскинский о пути христианина-воина.

    

В путь!

Прозелень с алым.

Крепость

хлеба и крепость воды.

   

«Нищету Христову возлюбивши…» — поется в тропаре святой блаженной Ксении. Христос обнищал (это называют непонятным словом «кенозис», и в это слово входит все – и унижение, и боль, и смерть Человека Иисуса Христа). Ксения блаженная возлюбила Христа униженного, Христа уничиженного и разделила Его жизнь. И явила образ Церкви – Церкви воинствующей и торжествующей, и вечно юной старицы – таким, как видел ее в древности один из учеников апостольских Ерма.

   

Прозелень с алым –

даждь

кровь

и прими Дух.

Дух – Параклит –

голубица и горлица,

Дух над водами –

лед растопить.

     

Будем помнить, что и мы – христиане, крестившиеся в смерть Его, и что мы получили печать Дара Духа Святого в миропомазании – а это при буквальном переводе с греческого — тавро, клеймо, татуировка на лбу воинов.

    

В путь!

Никого не осталось,

бежали,

все бежали,

лишь ветхая старица

странствует

в мире чужом

среди льдов.

Юн

ее взор.

Юность ее обновляет опять

Тот,

кто вспомнил Сампсона

и Сам

в день

третий

из мертвых восстал.

Имя Его – выше всех,

и держава Его высока.

        

Источник

     

Анонси


Парафіяльне консультування

У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду. Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:............. +380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора..................................................... +380661516720 – протоієрей Максим Карпенко.................................................. +380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...


Підтримаємо наш собор!

У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...


Дитяча недільна школа

У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...


"Милосердний самарянин"

У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...



Останні новини


Богослужіння Неділі Торжества Православ’я

24 березня 2024 року в першу неділю Великого посту, що називається Неділею Торжества Православ'я, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Служіння всенічного бдіння та Божественної літургії очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру.
Детальніше...


Чин прощення перед Великим постом

17 березня 2024 року, в Троїцькому архієрейському соборі відслужили вечірню з чином прощення. Клір і парафіяни храму зібралися за богослужінням для взаємного прощення та благословення на майбутній Великий піст.
Детальніше...


Благодійний ярмарок в підтримку ЗСУ

З благословення митрополита Сумського і Охтирського Євлогія, 17 березня 2024 року, в Троїцькому архієрейському соборі відбувся благодійний ярмарок в підримку ЗСУ. Піклування про підготовку та проведення ярмарку взяли на себе: дитяча недільна школа, молодіжний клуб, учасники служіння "Милосердний самарянин", єпархіальний місіонерський відділ, а також активні парафіяни собору. Пожертви, які були зібрані в ході благодійного заходу - 10 075 гривень, будуть скеровані на потреби ЗБРОЙНИХ СИЛ УКРАЇНИ.
Детальніше...