Ольга Шульчева-Джарман

Ксения блаженная.

Ополчение Христово.

Militia Christi

         

          

В путь!

Не возьмешь двух одежд и сумы,

а вместо единого поприща – два.

В путь! –

В руку – посох,

и ноги – о камень,

сапоги стерты до дыр.

На плечах – прозелень с алым –

старый солдатский мундир.

      

Да, так одевалась она, Ксения, святая, блаженная – в зеленое и алое. Цвета мундира мужа. Андрей было имя ее, ибо она стала мужем совершенным, в меру возраста Странника-Христа. Феодорович было отчество ее – ибо Божиим даром было то, что совершала она.

Женщина, безумная, в мужской одежде – на улицах столицы. Ее не пускали «на прошпект» столицы, потому что она была нищенкой. Она ходила по окраинам и ночевала в поле. А в столице все было хорошо. Христианами были все – от купца до императрицы. Церковь стала торжествующей? Христос победил на Руси? Все молились, постились, в меру грешили, в меру каялись. Неужели Церковь так – торжествует? Торжествует в тепле и сытости, при благочестивых императорах и правителях?

«Приглашающие к разного рода таинствам громко кричат вот что: кто только имеет чистые руки и мудр на словах. Но послушаем, что за людей христиане зовут к прославлению своих таинств! Царствие Божие, говорят он, уготовано грешникам, простецам, детям, одним словом — всем несчастным» – возмущаясь учением христиан, писал язычник Цельс.

… Один из апологетов ранней Церкви говорил, что легионером императора Римского стать непросто – надо быть сильным и здоровым мужчиной, и, конечно, не рабом, и тем более, не калекой. А женщины и дети – совсем не воины. Но, — добавлял апологет – у христиан не так. Каждый христианин – воин. Христиане, как и военные, называли язычников «штатские» — pagani. Плиний Младший писал императору Траяну, что христиане «обязывают себя клятвою» — т.е. буквально «воинской присягой».

Новокрещенный христианин сравнивался с рекрутом, и в этом ранние христиане опирались на слова апостола Павла: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры… и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:14-17). А как же армейская дисциплина – «от меня до следующего дуба»? Значит, христианин должен не думать, а выполнять приказ?

Но мы плохо представляем римскую армию, вдохновившую ранних христиан на такой образ. «Римляне не совсем по-нашему понимали военную дисциплину, они ее видели не столько в подавлении индивидуальной воли, сколько в единении ее для достижения общей цели», — писал французский историк Г.Буассье . Цель же христиан была – Христос, исполнение их стремления. И они были ополчением Христовым, militia Christi, незнатные, неблагородные, нищие, ничего кроме Него не имеющие, ни к чему не привязанные, в смерть Его крестившиеся.

    

В путь!

ополченье Христово, —

militia Christi –

Сор, что попран – как Павел писал –

всеми,

смех, нагота и позор.

Неотмирна Церковь Его.

Смешна она для удобно устроившихся в жизни людей.

Не имеет она, как и Странник-Христос,

где главы приклонить.   

В путь!

Напиши

в Смирну, Пергам и Эфес,

Филадельфию,

Рим!

Церковь

странствует

там – в городах.

Церковь странствует –

по слову апостола Павла,

по стогнам града

Петра.

     

Так говорил Игнатий Богоносец, священномученик, тот мальчик, которого Христос-Странник поставил посреде учеников, говоря о Царствии и о детях… Странствующая Церковь… Ее не удержать, не уловить… Ксения ночевала под открытым небом, не оставалась в гостях…
Звала ее к себе живая вода Христа, как звала она священномученика Игнатия к свидетельству о Христе Воскресшем в другой столице империи, средь зубов зверей… Ведь воды многие в городе Святого Петра – и в Старом Риме, и в столице Рима Третьего. И фамилия ее была – «Петрова»…

    

Сердце империи бьется,

дороги

ведут сюда –

в путь!

раскрывает кольцо Колизей,

разрывает кольцо…

Когорта претории.

Небо – в перекрестье огней.

Странствуешь где?

Где живешь?

   

«Вся я тут!» — говорила блаженная Ксения, заходя в чей-то дом. Вся она – и Христос с нею – здесь.

    

Напиши –

как зовет живая вода –

прииди!

Гряди!

В путь!

Реки

перекроют мосты,

запоют острова.

    

Она – словно обновляющаяся в своей юности Церковь, невеста Христова прекрасная, идущая за Ним, куда бы Он ни пошел. Образ Мессии-воителя, ветхозаветный образ, преломился в Новозаветной Церкви – ибо преломлено было Тело Мессии на Кресте по Его желанию и Его воле. Имя Его было Иисус – но Он был совсем Иной, чем яростный сын Навин, которого Честертон так точно назвал – «боевой топор Бога».
Иисус Христос, пришедший от Девы Марии – изначально Иной, и такого еще под солнцем не бывало. Он и творит все новое в Себе и Собою. И Церковь Его – непонятная, иная, чуждая миру сему – и великая в своей любви ко Христу-Воителю, Мужу Крепкому, связавшего крепкого противника пробитыми насквозь, обездвиженными руками.

   

О, грозна как полки со знаменами,

нищая странница,

воинство Господа сил,

Его колесница и конница,

дева и старица.

Странствуешь где?

Ответь – где

Он пасет между лилий?

Где

Он взглянул сквозь решетку

и миро от риз Его

словно весенний туман

над рекой и землей.

     

«Пустые века сего желания удаляют от отечества, любовь к ним и привычка одевают душу нашу как будто в гнусное платье, оно названо от апостолов — внешний человек. Мы, странствуя в путешествии сей жизни, призывая Бога в помощь, должны гнусности той совлекаться, а одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века и через то узнавать наше к небесному отечеству или приближение или удаление», — писал много веков позже Тертуллиана преподобный Герман Аляскинский о пути христианина-воина.

    

В путь!

Прозелень с алым.

Крепость

хлеба и крепость воды.

   

«Нищету Христову возлюбивши…» — поется в тропаре святой блаженной Ксении. Христос обнищал (это называют непонятным словом «кенозис», и в это слово входит все – и унижение, и боль, и смерть Человека Иисуса Христа). Ксения блаженная возлюбила Христа униженного, Христа уничиженного и разделила Его жизнь. И явила образ Церкви – Церкви воинствующей и торжествующей, и вечно юной старицы – таким, как видел ее в древности один из учеников апостольских Ерма.

   

Прозелень с алым –

даждь

кровь

и прими Дух.

Дух – Параклит –

голубица и горлица,

Дух над водами –

лед растопить.

     

Будем помнить, что и мы – христиане, крестившиеся в смерть Его, и что мы получили печать Дара Духа Святого в миропомазании – а это при буквальном переводе с греческого — тавро, клеймо, татуировка на лбу воинов.

    

В путь!

Никого не осталось,

бежали,

все бежали,

лишь ветхая старица

странствует

в мире чужом

среди льдов.

Юн

ее взор.

Юность ее обновляет опять

Тот,

кто вспомнил Сампсона

и Сам

в день

третий

из мертвых восстал.

Имя Его – выше всех,

и держава Его высока.

        

Источник

     

Анонсы


РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПАСТЫРСКИЕ ПОСЕЩЕНИЯ

В период Рождественского поста и святок у всех желающих есть возможность пригласить священника для освящения дома, совместной молитвы и общения.
Подробнее...


Молебен об исцелении от недуга пьянства и наркомании

В субботу, 5 января, в Троицком соборе будет совершен молебен об исцелении от недуга пьянства и наркомании. Начало - в 15:30.
Подробнее...


Молебен об устроении семейной жизни

В субботу, 12 января, в Троицком соборе состоится молебен об устроении семейной жизни. Начало - в 15:00.
Подробнее...


Молебен о новых призваниях в Церкви и об обращении людей, находящихся вне Церкви

В субботу, 26 января, в Троицком соборе состоится молебен о новых призваниях в Церкви и об обращении людей, находящихся вне Церкви.
Подробнее...


Детская певческая школа

В Троицком архиерейском соборе действует детская певческая школа. Попробовать свои силы может любой ребенок, особенно если он обладает музыкальным слухом и голосом!
Подробнее...


Детская воскресная школа

В Троицком архиерейском соборе действует воскресная школа для детей. Занятия проходят каждое воскресенье с 10:30 до 11:30.
Подробнее...


"Милосердный самарянин"

В Троицком соборе действует служение «МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН». Призываем всех неравнодушных внести свою лепту в общее дело любви и милосердия!
Подробнее...


Молебен перед родами и покаянный молебен за грех аборта

В субботу, 19 января, в Троицком соборе будут совершены молебны перед родами, о даровании чад, а также покаянный молебен за грех аборта. Начало - в 15:00.
Подробнее...


Ремонтно-реставрационные работы в Троицком соборе

По благословению архиепископа Сумского и Ахтырского Евлогия, продолжаются ремонтно-реставрационные работы Троицкого архиерейского собора г. Сумы. Сейчас проводится замена кровли, которая к настоящему времени пришла в полную негодность. Всех неравнодушных сумчан призываем принять активное участие в восстановлении святыни!
Подробнее...


Календарь


Последние новости


Собор Иоанна Крестителя

На второй день после Богоявления почитается память Иоанна Предтечи - человека, который стал непосредственным участником событий Крещения Господня. В 2019 году это празднование совпало с 34-й Неделей по Пятидесятнице и Неделей по Просвещении.
Подробнее...


"...пришел еси и явился еси, Свет неприступный!"

В день Богоявления (18/19 января 2019 года) в Троицком архиерейском соборе были совершены богослужения Крещения Господня. По окончании Божественной литургии клирики соборного храма совершили чин Великого освящения воды, после которого все собравшиеся были окроплены освященной водой.
Подробнее...


Різдвяні вітання дітей з Центру соціально-психологічної реабілітації

В неділю, 13 січня 2019 року, в Троїцькому архієрейському соборі для недільної Літургії зібралися прихожани храму та маленькі гості нашої громади з Центру соціально-психологічної реабілітації дітей Сумської області.
Подробнее...



banner 1

banner 2


banner 3