Наталия Холмогорова
Готовы убить?
«Да это полные мракобесы — они же против абортов!» «Против абортов? Все ясно, вы мечтаете лишить женщину прав и загнать на кухню!»
Такие и подобные реплики не редкость в сетевых дискуссиях. Повсеместно установилось мнение, что пролайфизм — один из пунктов в длинном списке «традиционных ценностей», где-то между юбкой в пол и платком на голове. Одно из нудных назиданий, обращенных почему-то исключительно к женщинам: «Ты должна быть скромной и целомудренной, слушаться мужчин, не стремиться к независимости, не увлекаться карьерой, не интересоваться сексом, не читать неблагопристойных книг, пугаться слова „феминизм“… ах да, и еще не делать абортов». Кому должна? Почему должна? Все эти бесконечные «низзя» в лучшем случае, непонятны, а чаще смешны и противны продвинутому современному человеку. Не правда ли?
Между тем защита жизни детей до рождения действительно принадлежит к определенному «пакету ценностей» — но совсем другому.
«Право на аборт» — отнюдь не изобретение нового времени. Мысль, что от нежеланных детей можно и нужно избавляться, в высшей степени традиционна.
Технически избавление от нежелательной беременности и ее последствий в древности выглядело немного иначе; но снадобья, вызывающие выкидыш, были хорошо известны еще Гиппократу, и нередко случалось, что родители, почему-либо не желавшие растить ребенка, уносили новорожденного в лес и выбрасывали на съедение волкам. Судя по эллинистической литературе, такая практика никого особенно не удивляла и не возмущала. Все мы знаем, как поступали с хилыми и больными младенцами в Спарте; знаем и о том, что, согласно древнему римскому праву, отец был полностью волен в жизни и смерти своих детей, не только при рождении, но и позже.
Вообще мысль, что со слабым, зависимым от тебя существом можно творить все, что хочешь — определенно более «естественная» и «традиционная», чем внезапное озарение: нет, все-таки нельзя.
В развитии цивилизации, с древних времен до наших дней, прослеживается четкая тенденция. Все больше расширяется понятие прав человека — защищенных законом и обычаем установлений о том, как людям не следует поступать друг с другом. Установлений, не ограниченных естественным «правом сильного», а ограничивающих его.
И эти права, поначалу доступные лишь горстке избранных, постепенно распространяются на все более широкие слои. Все больше учитываются интересы слабых: тех, кто по тем или иным причинам находится в неравной позиции и не может защищать себя непосредственно, кулаками и зубами.
В античной Греции, прославленной «колыбели демократии», полноправным гражданином был, в лучшем случае, один из пяти. Женщины, рабы, иностранцы, дети от смешанных браков — все они считались людьми второго сорта (а то и вовсе не вполне людьми), и права свободного гражданина на них, разумеется, не распространялись. В Риме раба или рабыню можно было свободно убивать, пытать, насиловать, мучить непосильной работой. И то-то, должно быть, удивился и возмутился бы богатый римлянин, если бы кто-то попытался отобрать у него это «законное право распоряжаться своим имуществом»!
Но дальше мы видим, как — поначалу медленно, затем все быстрее и быстрее — понятие «прав человека» расширяется, охватывая все новые категории слабых и незащищенных. Хартия Вольностей, которую называют основой современного правового государства, касалась лишь горстки аристократов: подавляющее большинство населения оставалось безгласным и бесправным. Великая Французская революция впервые распространила права и вольности дворянства на людей всех сословий. Точнее, на состоятельных и здоровых мужчин всех сословий.
Далее, в течение XIX — XX веков, полноценными и полноправными членами общества постепенно становятся бедняки, национальные и религиозные меньшинства, женщины, инвалиды. «Немые» обретают голос; «невидимые» выходят на площадь и привлекают к себе внимание; опровергаются «очевидные истины»; шатается устоявшийся порядок вещей. И, разумеется, каждый новый шаг на этом пути вызывает негодование и протесты консерваторов.
Продолжается этот процесс и сейчас. Понятие права распространяется на все новые категории бессильных, маргинальных, незаметных, презираемых. Все более сложные, даже изощренные механизмы создаются, чтобы уравновесить «естественную» слабость слабых, защитить их от эксплуатации и унижений. Мы говорим уже о правах заключенных — хотя, казалось бы, люди сами нарушили общественный договор, чего теперь с ними церемониться? Говорим о правах детей, о правах психически больных — хотя это кажется абсурдом: ведь эти группы не только не могут за себя постоять, но зачастую не способны даже осознать и выразить свои интересы. И тем не менее, они тоже люди. Их тоже нельзя убивать, унижать, эксплуатировать, обращаться с ними, как с вещами.
Мало того: мы возмущаемся жестокостью, проявляемой к животным, боремся против жестокого обращения с ними и их ненужного истребления. Тут уж, казалось бы, и говорить не о чем: зверь разума не имеет, человеком никогда не был и не будет, понятие «права» ему недоступно в принципе. И он, даже со всеми своими клыками и когтями, совершенно точно не в силах нам противостоять. Ну, может, хоть со зверями-то можно творить все, что вздумается?! Нет: постепенно мы приходим к мысли, что и с ними нельзя. Они живые. Они от нас зависят. Мы за них в ответе.
Что же сказать с этой точки зрения об аборте?
Похоже, лишь по недоразумению аборт считается достижением прогресса. Это атавизм. Наследие темных времен, в одном ряду с «говорящими орудиями», «местом женщины на кухне», утилизацией инвалидов, чтобы не мешали жить здоровым, и прочим «плоть слабых — пища сильных».
Чем принципиально отличается зародыш от новорожденного младенца, дементного старика, животного? Как и все они, он живет. Подобно младенцу и старику, обладает уникальным набором генов, обеспечивающих его неповторимую человеческую индивидуальность. Подобно младенцу — и в отличие от старика — растет и развивается, и, если ничто не встанет у него на пути, в положенный срок обретет разум и начнет самостоятельную жизнь.
Существенное отличие лишь одно. Все они слабы; но зародыш предельно зависим от другого человека и предельно беспомощен.
Любая лабораторная крыса в сравнении с ним — хозяйка своей судьбы: она способна хотя бы пищать и вырываться. А нерожденный ребенок не может возражать, отбиваться, звать на помощь. Не может разжалобить своим трогательным видом: он невидим буквально, без всяких метафор. Ни голоса, ни лица, ни имени. Не может даже осознать, что с ним происходит, как-то к этому отнестись, возмутиться или покориться судьбе. Крошечный комочек плоти на грани небытия, он лишен всего — даже способности понять, чего лишается. У него отнимают все — а он не понимает, что происходит, и не может сопротивляться.
Быть может, это предельное испытание на человечность.
Перед нами — не просто иное существо, а само воплощение «иного». Целая человеческая жизнь, неисчерпаемая, как океан, и сияющая, как звезда — но в потенции, в крохотном ядрышке. Очищенная от всего, что может вызвать к этому существу инстинктивную привязанность или жалость, что дает возможность отождествить себя с ним. Оно совершенно беспомощно. Судьба его в наших руках. И — черт возьми, оно и вправду создает нам проблемы! Зачем оно нам? Без него намного проще. Никто не осудит, не упрекнет, скорее всего, даже не заподозрит. Да что там, ему даже не будет больно!
А если и будет — мы никогда об этом не узнаем…
Готовы ли мы его убить?
Анонси
Парафіяльне консультування
У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду.
Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:.............
+380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора.....................................................
+380661516720 – протоієрей Максим Карпенко..................................................
+380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...
Підтримаємо наш собор!
У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...
"До Світлого Дня - світлі вчинки"
У період Великого посту 2025 року проводиться Чотирнадцята єпархіальна благодійна акція на допомогу онкохворим дітям Сумщини "До Світлого Дня - світлі вчинки".
Детальніше...
ПИТАННЯ ДО СВЯЩЕНИКА
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА ХРЕЩЕННЯ
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА ВІНЧАННЯ
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА СПОВІДІ
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА ПРИЧАСТЯ
РОЗКЛАД БОГОСЛУЖІНЬ
Останні новини
Благодійний ярмарок в рамках акції "ДО СВІТЛОГО ДНЯ- СВІТЛІ ВЧИНКИ"
З благословення митрополита Сумського і Охтирського Євлогія, 13 квітня 2025 року, в Троїцькому архієрейському соборі відбувся благодійний ярмарок на допомогу онкохворим дітям Сумщини.Після закінчення Божественної літургії, на паперті собору, стояли столи з різними солодощами, випічкою та чаєм. Прихожани із задоволенням долучались до доброї справи. Спільними зусиллями і милістю Божою зібрали 19 017 гривень, які будуть передані за призначенням.
Детальніше...
Вхід Господній до Єрусалиму
13 квітня 2025 року у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені богослужіння Входу Господнього до Єрусалиму. За тиждень до свята Великодня, Христова Церква згадує урочистий вхід Господа Ісуса до Єрусалиму, який завершився Його розп'яттям, смертю по тілу та воскресінням з мертвих. Богослужіння очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні кліру. За Божественною літургією було піднесено сугубі молитви про звільнення України від ворожої навали і про справедливий мир у нашій країні.
Детальніше...
Благовіщення Пресвятої Богородиці
7 квітня 2025 року, на свято Благовіщення Пресвятої Владичиці нашої Богородиці і Приснодіви Марії, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Напередодні ввечері відслужили всенічне бдіння з чином літії, а в сам день свята - водосвятний молебень і Божественну літургію. Богослужіння очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру.
Детальніше...