Максим Яковлев

     

О том, как человек поехал купить свечей,

а предстал перед Богом

   

     

   

   

    

Бывалый мастеровой человек Пётр Лаврентьевич Юдин родился в 1877 году. Сам из крестьянской семьи, из деревни Сиблово Тверской губернии, кормился плотницким ремеслом; ходил, брал заказы по тверским и московским уездам. Общительный нравом, он легко сходился с людьми…

В храме в селе Бокланово была у него обязанность,  как помощника старосты, обеспечивать храм всем потребным для службы, будь то ладан, свечи, лампадное масло и прочее, с чем он успешно всегда справлялся.

Но при советской власти с такого рода снабжением возникало всё больше самых разных препятствий, мягко говоря.

В тридцать первом году, двадцать пятого марта он отправился в Москву за свечами, так порешили они на собрании церковной двадцатки, поскольку нигде кроме Москвы достать было нельзя, а приближалась Страстная неделя, а за ней, понятное дело, Пасха — Велик День! Свечей, хоть умри, а достань.

В Москве была у него пара адресочков, но все впустую, зато выяснил, что в Хотьковском монастыре со свечами полный порядок, не переводятся, главное выведать адрес поставщика, а там уж, как нечего делать, договориться, поди, не впервой.

Сойдя со станции, Пётр Лаврентьевич пошёл вдоль железной дороги к монастырю, начиналась вечерняя служба, и, стало быть, удобно будет найти мать игуменью или экономку и узнать у них всё, что надо.

По ходу повстречался ему железнодорожный рабочий, и отчего бы не завести разговора с ним, человек, с виду, свой, мастеровой; вот и пошла у них речь о том, о сём, да чем тут люди живут, да какой товар в ходу… Через то, глядишь, и знакомство получится в здешних местах.

Рабочий, услышав про Кимры, где часто бывал Пётр Лаврентьевич, стал дознаваться ценами на сапоги кимрских сапожников, известных своей работой, а, заодно, почём там хлеб, и поразился, что дорого. Спросил, как на селе с коллективизацией…

— Да по-разному, кто-то записывается, а больше бегут из этих колхозов, — откровенничал Пётр Лаврентьевич. — Заставляют свой скот отдавать, только попробуй не сдай. Говорят, добровольно, а всё из-под палки, кто не согласный, тому житья не дадут, или сиди голодай в колхозе или ступай куда знаешь…

— А мы слышали, наша власть делает всё, чтобы колхозникам было лучше, чем раньше, чтобы крестьянский труд перевести на машины, на трактора…

Бывалый человек Пётр Лаврентьевич, а дал промашку, понесло его:

— Власть сочиняет свои законы и всё во вред. Вон, я в Москве побыл, там правительство на машинах ездит сытое, небось, мясо жареное едят, а на земле народ сухари грызёт…

Рабочий напрягся в лице, заиграл желваками:

— Что-то ты дядя не туда гнёшь. Ты зачем сюда приехал? ходить здесь, тень на плетень наводить, агитацию гнилую разводить?

—  Какую агитацию? Да ты не так понял…

— Я всё правильно понял, я ещё подумал, чего это он с разговором своим подлезает?..

Церковный снабженец пытался объясниться, усовестить железнодорожника.

— Я ж с тобой по-свойски, как есть, а ты…

Но, как об стенку:

— Ишь, гнида, специально приехал воду мутить здесь!..

С таким говорить, что плевать против ветра. Пётр Лаврентьевич махнул рукой, и пошёл в свою сторону. Прибавил шагу от греха подальше.

Но было поздно.

Рабочий прибежал домой за служебным пистолетом; на улице встретил знакомого комсомольца и рассказал ему о заезжем провокаторе. Вдвоём они догнали Петра Лаврентьевича, и привели его в сельсовет Хотьково. Дежурный милиционер со станции, выслушав рабочих, задержал Петра Лаврентьевича, вызвал машину с нарядом, на которой и доставили арестованного в городскую тюрьму Загорска.

Второго апреля его уже допрашивал сотрудник ОГПУ.

— Вы состоите членом церковной двадцатки. Какие постановления принимает эта двадцатка?

— Вопросы на собраниях двадцатки чисто хозяйственные, к примеру, изыскание средств на содержание священника и сторожа, для уплаты налогов…

— Почему именно вас посылают за свечами, а не кого-нибудь другого из членов церковного совета?

— Это происходит по назначению церковного совета, но меня посылают потому, что у меня больше знакомых в разных местах.

— Часто вам приходится разговаривать с крестьянами на политические темы?

— С крестьянами приходится разговаривать о колхозах, о кормах и разной жизни…

Не учёл, что с рабочими совсем другой разговор.

Из Загорска его перевезут в Москву, в Бутырскую тюрьму. Здесь его «дело» объединят с «делом» арестованных ранее «неблагонадёжных» монахов и монахинь, всего более полусотни.

В те дни у следствия завал работы из подобных «дел», поэтому всё на скорую руку; в спешном порядке фиксировались допросы подследственных, среди которых осталось и показание Петра Лаврентьевича:

«Сам я лично человек религиозный и всякой власти подчиняюсь, хотя и безбожной, так как каждый глубоко верующий человек обязан не противиться всякой власти, но и не должен делать неугодные Богу дела… Сейчас всех священнослужителей высылают, а скоро их будут расстреливать. Наступили тяжелые времена, и существующая власть с её скорбями послана Богом в наказание нам за наши грехи…»

От обвинения в участии в «антисоветской группе церковников» и «антисоветской агитации» отказался. Правда, это уже не имело значения.

Шестого июня 1931 года большевицкая власть приговорила, а десятого июня расстреляла Петра Лаврентьевича Юдина, так и не купившего к Пасхе свечей, и зарыла тело его вместе с другими расстрелянными в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище.

   

Иллюстрация: И. Владимиров. «Крестьяне притащили на суд большевичкам помещика и священника»

   

Источник

  

Анонси


Парафіяльне консультування

У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду. Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:............. +380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора..................................................... +380661516720 – протоієрей Максим Карпенко.................................................. +380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...


Підтримаємо наш собор!

У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...


Дитяча недільна школа

У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...


"Милосердний самарянин"

У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...



Останні новини


Богослужіння 4-ої Неділі після П'ятидесятниці

21 липня 2024 року, в 4-ту Неділю після П'ятидесятниці та в день явлення Казанської ікони Пресвятої Богородиці, в Троїцькому архієрейському соборі були здійснені недільні богослужіння. Служіння всенічного бдіння та Божественної літургії очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні кліриків храму. За літургією було піднесено сугубі молитви про мир у нашій державі. Завершилося богослужіння проповіддю та пастирським благословенням. 
Детальніше...


Богослужіння 3-ої Неділі після П'ятидесятниці

У 3-ю неділю після П'ятидесятниці, 14 липня 2024 року, Тріоїцький архієрейський собор знову наповнився парафіянами, які зібралися, щоб віддати Богові свою подяку у звершенні святої Євхаристії та стати причасниками Тіла та Крові Господніх. Богослужіння очолив клірик собору священик Максим Карпенко. За літургією було піднесено сугубі молитви про припинення війни.
Детальніше...


День пам'яті апостолів Петра та Павла

12 липня 2024 року, в день пам'яті святих первоверховних апостолів Петра і Павла в Троїцькому архієрейському соборі було здійснено святкові богослужіння. . За літургією було піднесено сугубі молитви про припинення війни. Благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов, який очолив святкування на честь апостолів, вимовив слово повчання на їхню пам'ять.
Детальніше...