Игумен Агафангел (Белых)

Иоанн Предтеча: уроки неформальной жизни

     

11 сентября Церковь вспоминает день, когда царь Ирод отрубил пророку Иоанну Предтече голову. Иоанн Предтеча не умел молчать. Именно к нему, автору первых социальных заповедей еврейского народа, шли люди всех сортов: интеллигенты-книжники, силовики, налоговая, с вопросом – как жить?

   

   

Иордан - неширокая речка с мутной водой, но с ней связаны великие дела. В дне ходьбы от Иерусалима 2000 лет назад здесь было место Вифавара (и сейчас есть), куда к Предтече шли местные силовики, религиозные лидеры и сотрудники налоговой, с вопросом: «Как жить»? Шли под палящим солнцем, по Иудейской пустыне Иорданской долиной (кто бывал, знает). Видно, ответы были важны.   

Не знаю, много ли тогда шло к Предтече людей. У меня скорее вопрос: много ли народа вообще ищут этих ответов?

Мир полон противостояния, глобальных и локальных конфликтов, житейской суеты и повседневных забот. Но бывает, что человек не может найти покоя в собственном сердце, не понимает, так ли он живет? Куда же идти ныне человеку с живым сердцем, ищущему ответа на вечные вопросы, если Ярденит давно окружен стоянками туристических автобусов, киосками с сувенирами, но главное -- нет там того, кто бы эти ответы дал. 

Томас Гоббс в «Левиафане», описывает три основные причины всех конфликтов: «…во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы… Третья категория людей прибегает к насилию из-за пустяков вроде слова, улыбки, несогласия во мнении и других проявлений неуважения по их ли адресу или по адресу их родни, друзей, народа, сословия. При отсутствии гражданского состояния всегда есть война всех против всех». 
Этим философ-материалист XVII века, необычайно популярный в наше время, объясняет необходимость государственного принуждения к соблюдению общепринятых правил. Однако именно война всех против всех, в новом прочтении постиндустриальной эпохи, обнаруживает себя в отсутствии авторитетов, в декларируемом релятивизме, в толерантности ко всем проявлениям зла в мире. А значит, - в молчаливом содействии злу.

Следствием свободы, развития компьютерно-опосредованных, дистантных коммуникаций и общего технологического подъема в мире является нарастающая социальная атомизация. Если в аграрном обществе человек ощущал себя частью большего и имел представление о личной ответственности за судьбу той общности, с которой себя отождествлял (включая и исполнение религиозных заповедей, социальных правил), то в нашу эпоху победившего индивидуализма заставить себя сделать что-то непривычное ради общеполезного бывает сложно. Сложно накормить незнакомых голодных, посетить больных, отнестись к заключенным с сочувствием. Просто потому, что мы с ними - разные.

В этих условиях побуждением к исполнению «социальных заповедей» может быть или создание формальных правил - государственных законов, административных актов и т. п., или добровольная самоорганизация на негосударственных основаниях.

Однако бывает так, что и внешнее принуждение для нас не авторитетно, и с какой-либо организацией найти общее не получается, а попытка делать добро «просто так» заканчивается на стадии обдумывания или и бывает единичным «добром».

Но мы знаем, что Слово универсально, что благая весть обращена к каждому и действенна при любой форме общества: при тирании и даже при демократии. И здесь, поминая святого Крестителя Господня, важно понимать, что Иоанн Предтеча определил вечные на все времена принципы отношения человека к своему предназначению, в контексте евангельской эсхатологии, конечно.

Во-первых: «Покайтесь!» - изменитесь, не мечтайте только, но сделайте поворот в своей жизни. Выйдите за пределы навязанного миром образа, повернитесь лицом к тем, к кому стояли спиной.

Во-вторых: «Мы не одни. Мы вместе» – поэтому всегда смотрите не только на себя, но дальше - на других и делитесь тем, что имеете, в той степени, в которой возможно. Это не итоговое радикальное слово Евангелия – отдай все. Это лишь приближение к нему. Недаром единственная молитва, данная Спасителем дословно, обращается к Богу от первого лица множественного числа: «Отец наш…»

В-третьих: «Будь полезен на своем месте и не делай того, чего не подобает». Не добавляй зла от себя к тому, что ты делаешь. Будь доволен тем, что у тебя уже есть. 

Мытари брали налоги а, заодно, и излишнюю мзду с соплеменников – себе на пропитание. Воины убивали в бою, это было их работой. Но их работой не было грабить и насиловать мирных жителей, хотя многие так и поступали. И сказать в то время солдату: живи на одну зарплату - дорогого стоило. Отсюда и следующее правило.

«Будь нелицеприятен ради истины». Не бойся обличить сильнейших мира сего. Царь Ирод Антипа, женившись на собственной невестке (которая ему приходилась еще и племянницей) нарушил все мыслимые моральные законы тогдашнего общества и был вынужден сначала арестовать без суда, а потом и убить св. Иоанна, чтобы угодить своим порокам. Значит и сейчас важно иметь силу назвать неправду - неправдой, даже если таковая исходит от тех, кто на вершине власти. Но надо быть и готовым пострадать за это.

Там, где Евангелие и Бог занимают место национальных идолов, требующих формального почитания в обмен на внешнее благоденствие и победу над другим «христианским народом», Иоанн Предтеча дает нам уроки неформальной жизни в мире, полном зла. И неважно, что ты маленький человек на невеликой должности, и нет у тебя возможностей творить добро во вселенских масштабах. Иордан, - мелкая речка с мутной водой, но с этой речкой связаны великие дела Божии.

   
Заповеди Иоанна Предтечи в оригинале (Евангелие от Луки, глава 3, стихи 10-14)
    
"И спрашивал его народ: что же нам делать? И Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. 
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. 
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем". 

  

Милосердие.ru

    

Анонси


Підтримаємо наш собор!

У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...


Анонс: СВІТЛЕ ХРИСТОВЕ ВОСКРЕСІННЯ. ПАСХА. 2024

Особливості богослужінь Страсної неділі та Великодня.
Детальніше...



Останні новини


Благодійний ярмарок в рамках акції "ДО СВІТЛОГО ДНЯ- СВІТЛІ ВЧИНКИ"

З благословення митрополита Сумського і Охтирського Євлогія, 28 квітня 2024 року, в Троїцькому архієрейському соборі відбувся благодійний ярмарок на допомогу онкохворим дітям Сумщини. Піклування про підготовку та проведення ярмарку взяли на себе: дитяча недільна школа, молодіжний клуб, учасники служіння "Милосердний самарянин", єпархіальний місіонерський відділ, а також активні парафіяни собору. Спільними зусиллями і милістю Божою зібрали 10 800 гривень, які будуть передані за призначенням.
Детальніше...


Вхід Господній до Єрусалиму

28 квітня 2024 року у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені богослужіння Входу Господнього до Єрусалиму. Богослужіння очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні кліру. За Божественною літургією було піднесено сугубі молитви про звільнення України від ворожої навали і про справедливий мир у нашій країні.
Детальніше...


Богослужіння 5-ої Неділі Великого посту

21 квітня 2024 року в 5-ту Неділю Великого посту, коли відбувається пам'ять преподобної Марії Єгипетської, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Божественна літургія, як і раніше, зібрала безліч одновірних братів і сестер, які стали причасниками святої Євхаристії. За богослужінням було піднесено сугубі молитви про мир у нашій державі.
Детальніше...