Архимандрит Феогност (Пушков)

Уроки Сретения

   

    

40-й день от Рождества Христова – праздник Сретения (по слав. «встреча»). В этот день, согласно Закону Моисея, женщина впервые после родов приходила в храм, приносила «жертву очищения» (Лев. 12:1-4, 6-8). Когда женщина рожала первенца мужского пола, она была обязана так же за него внести «выкуп», т.к. все первенцы мужского пола от человека до скота являлись «посвященными Богу» (Исх.13:2). Посвящение означает, что человек должен быть отдан на всецелое священное служение при Храме (как животное, символически принесенное в жертву). Но ввиду невозможности осуществления этого принципа, Господь заповедал «выкупать» первенцев, которые по факту того, что они первенцы – посвящены Богу (Исх. 13:13). «И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца сынов моих выкупаю» (Исх.13:14-15).

Богородица, сверхъестественно зачав и родив Христа, не нуждалась и в «послеродовом карантине очищения», а Христос, Сам будучи Первородным Словом Бога Отца, не нуждался в рабской процедуре «выкупа». Но ввиду того, что Он добровольно подчинился всем реалиям человеческой жизни, Он взял на Себя и «рабскую повинность», которой так же, в смирении, подчинилась и Пречистая Его Мать! На пороге храма их «встретили» (откуда и название праздника) праведный Симеон, которому было позволено даже взять Христа на руки, и праведная старица Анна. Оба, будучи в духе пророческом, свидетельствовали об этом Младенце, как об Ожидаемом Спасителе «народа Божьего». 

Какие же духовно-нравственные уроки мы можем извлечь из этого праздника? Как православный священник озвучу их.

   

1. Любовь к храму. Как часто мы слышим от людей, что они «имеют Бога в душе своей», а потому, якобы, не нуждаются в храмовом богослужении, поскольку они «сами являются храмами Бога». Но задумаемся, кто из нас может быть настолько храмом Божьим, насколько была им Мария? Ведь Она носила в Своих недрах Самого Воплощенного Бога! Но Она не возомнила, что религиозное благочестие теперь Ей уже не потребно! Напротив, чем ближе человек к Богу – тем глубже он в религии! Одного московского иерея спросили, зачем ходить в храм, если Бог присутствует всюду? На что был дан очень мудрый ответ: «Вода тоже присутствует всюду – она имеется и в воздухе, и в наших телах, и все в мире состоит, в том числе, и из жидкости. Однако, когда мы чувствуем жажду, мы не занимается мудрствованиями про вездеприсутствие воды, но идем к резервуарам с водой и спокойно пьем воду». «Господи, я возлюбил благолепие Дома Твоего и место обитания Славы Твоей» (Пс. 25: 8). Эти слова – не формальное утверждение, а порождение живого религиозного чувства, сердечной любви! И Мария, спешащая с Грудным Младенцем в Храм, являет нам образец подлинной любви к богослужению.

Религия – это сокровищница. Человек, который пренебрегает этим сокровищем, сам себя обкрадывает! Обогащая себя разными «знаниями», человек безрелигиозный остается в жалком неведении Бога. Между тем, «знать Тебя, Господи, есть полная праведность, и признавать власть Твою — корень бессмертия» (Прем.Сол.15:3). Но «невозможно тебе знать Бога, не поклоняясь Ему» (Изречение Секста, 369). Церковь может с достоинством сказать: «Я показываю тебе учение обдуманное и передаю знание точное» (Сир.17:25).

   

2. Уважение к религиозным нормам. 40-кодневное очищение женщины после родов предписывалось законом для очищения от «обычных» послеродовых процессов. Мария, как зачавшая от Духа Святаго, а не от мужского семени, не имела и логического результата обычных родов, т.е. того, что делало бы Её хоть на какое-то время «нечистой» с точки зрения религии. Однако Она не кичится своими достоинствами, не превозносится перед общей массой верующих, а идет и исполняет предписание религиозного закона – приносит жертву послеродового очищения.

Нередко у нас с вами, дорогие братья и сестры, возникает чувство «ненужности» для нас того, или иного религиозного предписания. Нам так кажется в силу нашей духовной незрелости, а мы думаем, что мы умнее тех святых, через которых было проповедано религиозное учение. Тенденции к упрощению, смягчению, доступности свойственны человеку, лишенному глубины. Этими тенденциями страдает и иноверие, с этих же тенденций начинал официальный протестантизм, но со временем он вернулся ко многому из того, что отрицал в Священном Предании Церкви. Духовная зрелость позволяет со временем увидеть необходимость того, что в духовном младенчестве кажется ненужным. Но то, что нам сегодня кажется ненужным, не должно ни отрицаться, ни разрушаться. И как непонятный первокласснику учебник для старшеклассника следует не бросать в огонь, а просто поставить на полку и подождать, когда придет его время, так и с непонятными для нас требованиями религии. Их следует исполнять и придерживаться из послушания Богу и Его Святой Церкви, которая простирает к своим детям Материнскую заботу, даже когда эти дети не понимают смысла сделанного Ею. Сорокадневное очищение Единой Пречистой не показалось Ей ни унизительным, ни ненужным – Она выполнила то, что предписывал религиозный Закон, став и для нас примером христианского послушания.

   

3. Благоговение перед благословением священства. Завершение обряда очищения – благословение священника: над склонившей колени и голову верующей священник простирал руки и читал благословение, затем возлагал руку, а принявшая благословение, сказав «аминь», целовала благословившие ее руки священника. Мария, будучи Матерью Самого Спасителя мира, не сказала, что Она больше не нуждается в благословении «рядового священника», ведь Она – Мать Искупителя всего человечества (а том числе – и этого священника)! Но Она приняла благословение с надлежащим благоговением к Тому, Чьим Именем благословлял священник. – И по сей день в Церкви Божьей нерушимо предание апостольское, чтобы миряне, встречаясь с архиереем или священником, испрашивали: «Именем Господним, благослови отче / владыко», а, приняв благословение, с благоговением лобызают руку благословившего (а в Византии и на Руси в допетровскую эпоху было принято еще и делать перед этим земной поклон священнику, что осталось сейчас только у старообрядцев).

Увы, в современном либеральном и обмирщенном обществе наблюдается утрата должного почитания священного сана и священнического благословения. Но задумаемся: Мария, будучи «достопочтеннейшей херувимов и без сравнения славнейшей серафимов», берет благословение у рядового священника, а современные христиане не нуждаются в освящении их именем Господним руками священства? Апостол Павел сравнивает ветхозаветное служение с новозаветным: «Если же (ветхозаветное – арх.Ф.) служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? …То (т.е. ветхозаветное – арх.Ф.) прославленное даже не оказывается славным с сей (новозаветной – арх.Ф.) стороны, по причине преимущественной славы. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее вечно» (2Кор.3:7-11). Итак, если Мария не сочла для Себя излишним почитать тех ветхозаветных священников, то разве может быть оправданным непочитание священников новозаветных, которые имеют гораздо превосходящую степень священства – священство не по чину Аарона, а по чину Христа!? Те, которые имеют от Христа власть «вязать и решить» грехи людей; совершают Таинства Церкви и приносят саму Христову Евхаристию, настолько превосходят в своей степени ветхозаветных священников, насколько сам Новый Завет превосходит Завет Ветхий. Вот как прекрасно о достоинстве священства (и о статусе священника между христианами) учит великий святитель Иоанн Златоуст:

«Кто размыслит, как важно то, что человек, еще облеченный плотью и кровью, может присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества, тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа. Ими совершается эти (Евхаристические) священнодействия и другие, не менее важные для совершенства и спасения нашего. Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам; ибо не им сказано: "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Матф. 18:18). Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса. Что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? "Кому" говорит (Господь), "простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20:23). Какая власть может быть больше этой? "Отец весь суд отдал Сыну" (Иоан. 5:22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам. Они возведены на такую степень власти, как бы уже переселились на небеса, превзошли человеческую природу и освободились от наших страстей. Если бы царь предоставил кому-нибудь из своих подданных власть заключать в темницу и опять освобождать, кого он захочет, такой подданный у всех был бы славен и знаменит. А о том, кто получает от Бога власть настолько превосходнейшую этой, сколько небо превосходнее земли и души тел, некоторые думают, что он получает маловажную честь, и будто бы возможно представить, что кто-нибудь из получивших этот дар будет не уважать его. Отвергнем такое безумие! Действительно безумно не уважать такую власть, без которой нам невозможно получить спасения и обетованных благ. Если никто не может войти в царствие небесное, "если кто не родится от воды и Духа" (Иоан. 3:5), и не "ядущий плоти" Господа и не "пиющий крови Его" лишается вечной жизни (Иоан. 6:53), а все это совершается ни кем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то, как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня, или получить уготованные венцы?» (Святитель Иоанн Златоуст. Шесть слов о Священстве, III: 5).

     

Источник

   

Анонси


Парафіяльне консультування

У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду. Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:............. +380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора..................................................... +380661516720 – протоієрей Максим Карпенко.................................................. +380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...


Підтримаємо наш собор!

У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...


Дитяча недільна школа

У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...


"Милосердний самарянин"

У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...



Останні новини


День пам'яті святителя Миколая, архієпископа Мир Лікійських, чудотворця

19 грудня 2024 року, у день пам'яті святителя Миколая, архієпископа Мир Лікійських, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені святкові богослужіння. Напередодні було відслужено всенічне бдіння з чином літії, а в сам день свята - молебень із акафістом святителю. У святковий день Божественну літургію очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру.
Детальніше...


Богослужіння нічної Божественної літургії

17 грудня 2024 року, клір та парафіяни Троїцького собору зібралися до храму на спільну нічну молитву. У седмицю 26-ту після П'ятидесятниці, в день пам'яті великомучениці Варвари, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Нічну Божественну літургію очолив клірик собору протоієрей Максим Карпенко у співслужінні соборного духовенства.
Детальніше...


Богослужіння 25-ої Неділі після П'ятидесятниці

15 грудня 2024 року, у Неділю 25-ту після П'ятидесятниці, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Служіння всенічного бдіння та Божественної літургії очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні кліриків храму. За богослужінням було піднесено сугубі молитви про припинення війни.
Детальніше...