Андрей Зайцев

Почему Церковь молчит о вреде жареной картошки?

    

      

Когда я был ребенком, то считал, что взрослые должны знать ответ на все мои вопросы, когда стал подростком – был уверен, что никто не сможет ответить мне. Теперь я знаю, что есть вещи, на которые нет ответов даже у взрослых.

Как и у любого человека, у меня есть друзья. Мы беседуем с ними реально и виртуально, обмениваемся мнениями, спрашиваем друг друга о чем-то. Но есть ситуация, когда я оказываюсь в полном недоумении. Обычно она начинается с фразы одного и того же человека: «Почему Церковь ничего не говорит о» или «Разве христиане, как и все приличные люди, не должны…».

В этот момент я чувствую, что краснею и начинаю лихорадочно соображать, в чем же еще виноваты мы, православные христиане, и почему мне, человеку профессионально занимающемуся религиозной темой и следящему почти за каждым официальным и неофициальным комментарием известных епископов и священников, ничего не известно о той глобальной проблеме, которая уже ровно 5 минут занимает моего собеседника.

В голову лезут разные мысли, и я уже мысленно готовлюсь написать заявление об уходе в связи с неполным служебным соответствием. Потом оказывается, что мой милый оппонент искренне не понимает, почему Церковь не требует от христиан единообразия по политическим, общественным, музыкальным, кулинарным и иным вопросам. Впрочем, обычно споры возникают по первым двум пунктам.

Чаще всего, автор таких вопросов – одновременно является последовательным противником вмешательства Церкви в общественную жизнь. Он против контактов священников и учителей, епископов и депутатов и представляет себе Церковь как общество людей, борющихся за все хорошее против всего плохого.

Слишком часто я сталкивался с тем, что мой оппонент засыпает ровно в тот момент, когда я начинаю говорить «скучные» вещи о том, что осуждение или поддержка государственного строя или конкретного правителя не является догматическим вопросом, что не каждый священник или православный мирянин высказывает официальную точку зрения Церкви и что по многим вопросам у Церкви просто нет этой официальной точки зрения. Для моих друзей иногда становится настоящим откровением тот факт, что христианство — слишком древняя и свободная религия для того, чтобы обязать всех священников пользоваться исключительно сотовыми телефонами такой-то фирмы или призвать всех верующих поддержать того или иного кандидата или осудить тот или иной закон.

Церковь не рассказывает своим прихожанам о вреде регулярного поедания жареной картошки с газировкой просто потому, что верит в человека. Верит в то, что родители учат детей чистить зубы, предпочитать яблоко чипсам, верит в то, что не на все вопросы нужно мгновенно отвечать.

Когда я работал в школе и преподавал историю, один мальчик, сидевший за первой партой, решил меня проверить. Он взял лежавший перед ним учебник, открыл его на последнем развороте, где были напечатаны основные даты, и спросил: «Андрей Николаевич, а в каком году умер Иван Грозный?». На виду у всех я с улыбкой открыл в своем учебнике эту же страницу и невозмутимо ответил: «В 1584». Больше этот ребенок не соревновался со мной в скорости открытия книги. Мы стали спокойно изучать историю России: я не боялся забыть какие-то даты и признаться в ошибках, которые у всех периодически бывают, а дети поняли, что учитель – тоже человек, и с ним можно нормально разговаривать и задавать «неудобные» вопросы.

Однако вернемся к Церкви. За свое двадцатилетнее пребывание в ней я могу засвидетельствовать, что еще не нашел ни одного вопроса, на который не получил ответа. Я находил его в книгах, беседуя со священниками, читая статьи своих верующих и неверующих коллег. Некоторые ответы были для меня страшны, другие меня не удовлетворяли, но я научился понимать, что иногда самым лучшим ответом является молчание. Попробую объяснить почему.

Когда я работал в школе, дети на переменах иногда просили меня выступить в роли третейского судьи. Если речь шла о принципиальных вещах, которые имели однозначный ответ (можно ли смеяться над национальностью, верой или иными особенностями другого человека, ябедничать или курить), то я давал четкий ответ на вопрос, но если речь шла о том, что один из учеников прочитал «Властелина Колец», а другой «Хроники Нарнии» и меня спрашивали о том, какая из этих книг лучше, я не стремился высказывать свои личные предпочтения в качестве единственного авторитетного мнения.

Точно также и Церковь не запрещает людям иметь разные точки зрения по самым острым вопросам.

Представим себе, что я бы публично сказал ребенку о том, что Толкина я люблю гораздо больше Льюиса, а «Хроники Нарнии» считаю не очень удачным текстом. Такой ответ огорчил бы одного из моих учеников и дал бы возможность второму предположить, что он читает «более правильные» книги. Точно также любой учитель знает, что запрещено при детях обсуждать, а тем более осуждать поступки своих коллег и говорить: «Мария Ивановна считает так, но ты ее не слушай, поскольку она неправильно выращивает помидоры у себя в огороде». Ошибки и промахи даже студента педагогического ВУЗа на его первом в жизни самостоятельном школьном уроке исправляются только после занятия и за закрытыми дверями.

Именно поэтому Церковь допускает, что священники и миряне могут высказывать разные мнения по вопросам, не связанным с догматикой и нравственными заповедями. Священник не может быть атеистом, но он может любить Моцарта или Земфиру, Пушкина или Татьяну Толстую, мотоциклы или рыбалку. Церковь не вмешивается в частную жизнь даже своих чад до тех пор, пока речь не идет о явном грехе или нарушении заповедей.

Так что спешу расстроить или обрадовать своих друзей – мы можем продолжать спорить о роли той или иной личности в истории или о вреде чипсов, или о политике и отношении к происходящему в стране, не прячась за авторитет Церкви, но и не обличая ее за молчание.

      

Источник

     

Анонси


Парафіяльне консультування

У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду. Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:............. +380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора..................................................... +380661516720 – протоієрей Максим Карпенко.................................................. +380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...


Підтримаємо наш собор!

У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...


Дитяча недільна школа

У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...


"Милосердний самарянин"

У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...



Останні новини


Богослужіння 4-ої Неділі після П'ятидесятниці

21 липня 2024 року, в 4-ту Неділю після П'ятидесятниці та в день явлення Казанської ікони Пресвятої Богородиці, в Троїцькому архієрейському соборі були здійснені недільні богослужіння. Служіння всенічного бдіння та Божественної літургії очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні кліриків храму. За літургією було піднесено сугубі молитви про мир у нашій державі. Завершилося богослужіння проповіддю та пастирським благословенням. 
Детальніше...


Богослужіння 3-ої Неділі після П'ятидесятниці

У 3-ю неділю після П'ятидесятниці, 14 липня 2024 року, Тріоїцький архієрейський собор знову наповнився парафіянами, які зібралися, щоб віддати Богові свою подяку у звершенні святої Євхаристії та стати причасниками Тіла та Крові Господніх. Богослужіння очолив клірик собору священик Максим Карпенко. За літургією було піднесено сугубі молитви про припинення війни.
Детальніше...


День пам'яті апостолів Петра та Павла

12 липня 2024 року, в день пам'яті святих первоверховних апостолів Петра і Павла в Троїцькому архієрейському соборі було здійснено святкові богослужіння. . За літургією було піднесено сугубі молитви про припинення війни. Благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов, який очолив святкування на честь апостолів, вимовив слово повчання на їхню пам'ять.
Детальніше...