Протоиерей Александр Балыбердин

 

Запреты, которые ведут к любви

   

    

В «лихие девяностые»

Подход к православию как к религии запретов существует в основном у людей, которые православия не знают и судят о нем со стороны. Почему? Во-первых, такое отношение к Православной Церкви, к православной традиции и культуре в течение нескольких десятков лет насаждалось на уровне государства. Семь десятилетий людей учили, что Церковь и «нельзя» – это синонимы и будто бы именно запреты составляют суть церковной жизни.

Во-вторых, когда период негативного восприятия Церкви сменился на спокойное отношение – благожелательное или равнодушное – на дворе были девяностые. Время, когда вдруг оказалось можно все. И когда в 90-е годы свобода обернулась вседозволенностью, многие люди пришли в Церковь именно потому, что им не нравилось происходящее в миру, за церковной оградой.

Им не нравились видеосалоны, организованные бывшими комсомольцами, - там показывали фильмы, которые было стыдно смотреть; не нравилась желтая пресса; не нравились люди, зарабатывающие нечестным путем. И поэтому, стремясь сохранить свою душу и не желая поддаваться тенденциям лукавого времени, многие люди пришли в Церковь. Но это вовсе не означает, что охранительная позиция в Церкви главная.

  

Радостное ожидание

Если мы внимательно прочтем апостольские послания, то увидим, что письма эти полны тревоги за окружающий христиан мир. То есть охранительное начало в этих письмах также присутствует. Тем не менее они наполнены не унынием, а радостным отношением к миру, светлой верой в торжество добра. Неслучайно апостолы приветствовали друг друга словом «Радуйтесь!»

И действительно, как утверждает апостол Павел, никто и ничто не может отлучить нас от любви Божией (ср. Рим. 8:38, 39). Если ты веришь в Бога, если ты возлагаешь на Него все свои надежды, то понимаешь, что Бог тебе Отец, а ты Его сын или дочь, и отец, как говорит Христос, не может дать тебе камень вместо хлеба или змею вместо рыбы (ср. Лк. 11:11). Если ты это понимаешь, то тогда и твоя вера становится радостной. Понимаешь, что несовершенство мира, окружающего Церковь, не является поводом к унынию, потому что с нами Бог. А если с нами Бог, то чего нам бояться?!

  

Без одежды на мороз?

Да, в церковной жизни есть различные «нельзя», «не стоит». Но они объясняются просто. В семье, когда рождается ребенок, родители так же ограждают ребенка от того, с чем он пока еще не может справиться. Родители всегда берегут свое любимое дитя. Они не оставляют его на двадцатиградусном морозе без одежды, не заставляют свое чадо голодать.

Ограждая своего ребенка от зла, любящие родители обязательно формулируют определенные запреты. Мы нормально относимся к тому, что, скажем, нельзя подойти к окну, встать на подоконник, представить себя птицей, раскинуть руки и полететь. Нормальный человек понимает, что произойдет: ты упадешь вниз и разобьешься. Но ребенок этого еще не знает. И тогда родители говорят ему: «Так делать нельзя», а ребенок прислушивается к совету родителей, потому что любит их и доверяет им. Подобно тому, как родители направляют свое дитя, Церковь направляет своих чад. На этом пути поддерживают и наказывают, вразумляют и учат, с помощью определенных запретов ограждают от того, с чем дети пока еще не могут справиться самостоятельно.

Поэтому надо любить Церковь, вглядеться в нее и увидеть в ней добрую, заботливую мать, которая вместе с Богом – любящим Отцом – первое время носит тебя на руках, потом аккуратно ставит на ноги и говорит: «Иди теперь сам». Сначала поддерживает за руку, потом начинает отпускать чуть подальше. Но всегда готова снова тебя принять, как блудного сына, и всегда готова помочь. Когда ты с любовью смотришь на Церковь и Бога, тогда те запреты, которые существуют в церковной традиции, как, впрочем, и в любой культурной традиции, становятся тебе понятны.

  

Запрещается не любить

В любой культуре есть разного рода запреты, даже в культуре нецерковной. Например, ряд этих запретов отражен в уголовном кодексе. Часто запреты не фиксированы в письменной традиции и сохраняются устно. Например, когда нас вызывает начальник, мы, зайдя в его кабинет, не заваливаемся в кресло и не задираем ноги на стол. Мы понимаем, что так вести себя в кабинете начальника нельзя. При этом мы не упрекаем организацию, в которой работаем, за этот негласный, но понятный нам запрет.

В чем особенность церковной культуры? В том, что она направляет человека к Царствию Небесному. Запреты, которые в ней существуют, ориентированы прежде всего на воспитание в человеке любви к Богу и ближнему. На то, чтобы человек жил по заповедям Божиим. Поэтому когда христианин заходит в кабинет к начальнику, он также не складывает ноги на стол. Но не потому, что начальник снизит зарплату, а потому, что это проявление неуважения к человеку, а значит, проявление нелюбви. Мы же, христиане, должны жить иначе и все делать с любовью (ср. 1 Кор. 16:14).

   

Источник

  

Анонсы


ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

В среду, 20 июня, в 18:00, в Троицком соборе, будет совершено таинство ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (маслособорования)
Подробнее...


Встречи семейного клуба "Вифлеем"

Встреча состоится во вторник, 19 июня. Тема встречи: "Эмоции: праведные, естественные, греховные". Приглашаем супружеские пары, а также всех желающих!
Подробнее...


Молебен об исцелении от недуга пьянства и наркомании

В субботу, 7 июля, в Троицком соборе будет совершен молебен об исцелении от недуга пьянства и наркомании. Начало - в 16:00.
Подробнее...


Молебен об устроении семейной жизни

В субботу, 14 июля, в Троицком соборе состоится молебен об устроении семейной жизни. Начало - в 16:00.
Подробнее...


Детская певческая школа

В Троицком архиерейском соборе действует детская певческая школа. Попробовать свои силы может любой ребенок, особенно если он обладает музыкальным слухом и голосом!
Подробнее...


Детская воскресная школа

В Троицком архиерейском соборе действует воскресная школа для детей. Занятия проходят каждое воскресенье с 10:30 до 11:30.
Подробнее...


"Милосердный самарянин"

В Троицком соборе действует служение «МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН». Призываем всех неравнодушных внести свою лепту в общее дело любви и милосердия!
Подробнее...


Молебен перед родами и покаянный молебен за грех аборта

В субботу, 16 июня, в Троицком соборе будут совершены молебны перед родами, о даровании чад, а также покаянный молебен за грех аборта. Начало - в 15:30.
Подробнее...


Встречи молодежного клуба в июне

Следующая встреча молодежного клуба "Кинония" состоится в пятницу, 22 июня, в 18:00. На встречу приглашаем парней и девушек, а также молодые супружеские пары!
Подробнее...


Ремонтно-реставрационные работы в Троицком соборе

По благословению архиепископа Сумского и Ахтырского Евлогия, продолжаются ремонтно-реставрационные работы Троицкого архиерейского собора г. Сумы. Сейчас проводится замена кровли, которая к настоящему времени пришла в полную негодность. Всех неравнодушных сумчан призываем принять активное участие в восстановлении святыни!
Подробнее...


Календарь


Последние новости


"...оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом" (Римлянам 5:1)

В 3-е воскресенье после Пятидесятницы (16/17 июня 2018 года), Троицкий архиерейский собор вновь наполнился прихожанами, которые собрались, дабы воздать Богу свое благодарение в совершении святой Евхаристии.
Подробнее...


"Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Матфея 4:19)

9/10 июня 2018 года, в день памяти всех святых земли Русской, в Троицком архиерейском соборе были совершены уставные богослужения.
Подробнее...


Поездка молодежной общины в с. Кияница

3 июня 2018 года состоялась выездная поездка молодежного клуба «Кинония» и Центра православной молодежи. В этот раз ребята отправились в Кияницу и Вакаловщину.
Подробнее...



banner 1

banner 2


banner 3