Иерей Андрей Чиженко

   

Почему нельзя путать миропомазание,

елеосвящение и елеопомазывание?

   

    

  

   

   

   

   

   

   

   

   

   

  

   

   

Очень часто в представлении верующего все эти три отдельные богослужебные последования (обряды) сливаются в одно понятие. Так, часто елеопомазывание на всенощном бдении называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания – отдельный богослужебный чин. В некоторой степени это связано с веществом, используемым и в Таинствах Миропомазания, Елеосвящения, и в помазании святым елеем на утрене, – с освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом.

Такое масло наряду с пшеницей и вином с древних ветхозаветных времен символизировало особую благодать Божью к роду человеческому. Кроме того, греческое наименование оливкового (подсолнечного) масла «елей» созвучно слову «елеос», что переводится как милость, сострадание. Потому издревле в Церкви елей был физическим символом милости Божьей к человеку и  благодатных даров Святого Духа.

И хотя елей используется и в Миропомазании, и в Елеосвящении (соборовании), и, соответственно, в елеопомазании – эти три разных богослужебных последования.

Нужно сказать, что Миропомазание и Елеосвящение – это два из семи Таинств Православной Церкви. В них на человека, над которым совершаются эти Таинства, сходит благодать Святого Духа, действует в его теле и душе и наделяет его определенными свойствами. Например, Миропомазание совершается над человеком только один раз в жизни – непосредственно после Таинства Крещения. Так что, в принципе, для мирянина, участвующего в крещении восприемником или самим крещаемым, два отдельных Таинства (Крещения и Миропомазания) сливаются в один обряд, потому что Миропомазание начинается сразу после Крещения.

Миропомазание, отдельно от  Таинства Крещения, совершалось также при помазании святым миром христианского царя (императора) на царство. Эта практика имеет глубокие ветхозаветные корни. Судьи и пророки помазывали миром еврейских царей при возведении на трон. Но эта тема еще недостаточно исследована в богословии.

Само же миро – это особенная смесь из елея, других растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 элементов). Подготовка данной смеси выделена в отдельный чин мироварения, который происходит каждый год в Великий пост. Освящается миро в нашей Церкви только Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, потом уже оно рассылается по епархиям и по приходам.

В православном катехизисе дается следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». То есть если в Таинстве Крещения человек очищается от греха и сочетается с Богом, рождаясь духовно обновленным членом Церкви Христовой, то в Таинстве Миропомазания этому заново рожденному духовному «малышу» посылаются благодатные дары Святого Духа, чтобы он мог укрепляться в вере и благочестии, духовно, сердечно, умственно и телесно развиваться, чтобы среди этого непростого земного странствия, коим есть жизнь человеческая, среди всех искушений, падений, бед и скорбей он мог Божьей благодатью, преподанной ему в Таинстве Миропомазания, достигать Царства Небесного.

Священник крестообразно мажет (запечатлевает) святым миром все органы чувств человека. Это символ того, что и душа его, и тело получают благодатные силы для богоугодной земной жизни.    

Кстати говоря, освященным елеем помазуется человек и непосредственно перед совершением Таинства Крещения над ним. Это прообраз того, что и святым елеем, и чуть позже водой крещенской купели человек прививается к виноградной лозе, которой есть Христос (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15).

Елеосвящение же  (Соборование) – это отдельное Таинство. В нем могут участвовать только крещеные люди. Как правило, оно совершается над тяжело больными людьми или непосредственно «страха смертного ради» – перед смертью. Один раз в год в Великий пост Таинство Елеосвящения может быть совершено и над здоровым человеком, так как абсолютно здоровых людей нет. К тому же мы все больны грехом. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения. Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха. Потому с  помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.

Веществами Таинства являются елей (символ милости Господней) и вино (символ Крови Христовой, пролитой за человечество).

Помазывание же освященным елеем на утрене всенощного бдения не является Таинством, то есть тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, но, скорее, сообщает этой уже измененной природе благодать и милость Божью для прохождения своего земного существования.

Нам поможет раскрыть тему перевод с греческого самого слова «полиелей» – то есть «многомилостие», а также следующий факт…

В древней Церкви на литии, входящей в состав всенощного бдения,  освящались продукты – хлеб, вино, пшеница и масло не только потому, что это символизировало собой молитву-прошение к Богу о ниспослании нам необходимых продуктов питания, подкрепляющих наши телесные силы, но еще и оттого, что о них реально надо было позаботиться в данный момент. Всенощное бдение на заре христианства длилось всю ночь. Люди приходили или приезжали на него издалека, им необходимо было покушать, чтобы пополнить силы.

Теперь же в этом можно усмотреть и символический смысл. Помазывание освященным елеем на всенощном бдении – это духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия. А Таинства Миропомазания и Елеосвящения – действия Святого Духа, которые преобразуют и исцеляют православного христианина.

   

Источник

  

Анонсы


ЗАНЯТИЯ ПО ЦЕРКОВНОМУ ПЕНИЮ ДЛЯ ПРИХОЖАН

Пятница, 14 декабря, 18:00. Приглашаются все желающие, вне зависимости от музыкального образования и вокальных данных!
Подробнее...


Молебен об исцелении от недуга пьянства и наркомании

В субботу, 1 декабря, в Троицком соборе будет совершен молебен об исцелении от недуга пьянства и наркомании. Начало - в 15:30.
Подробнее...


Молебен об устроении семейной жизни

В субботу, 8 декабря, в Троицком соборе состоится молебен об устроении семейной жизни. Начало - в 15:00.
Подробнее...


Молебен о новых призваниях в Церкви и об обращении людей, находящихся вне Церкви

В субботу, 22 декабря, в Троицком соборе состоится молебен о новых призваниях в Церкви и об обращении людей, находящихся вне Церкви.
Подробнее...


Детская певческая школа

В Троицком архиерейском соборе действует детская певческая школа. Попробовать свои силы может любой ребенок, особенно если он обладает музыкальным слухом и голосом!
Подробнее...


Детская воскресная школа

В Троицком архиерейском соборе действует воскресная школа для детей. Занятия проходят каждое воскресенье с 10:30 до 11:30.
Подробнее...


"Милосердный самарянин"

В Троицком соборе действует служение «МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН». Призываем всех неравнодушных внести свою лепту в общее дело любви и милосердия!
Подробнее...


Воскресные беседы с прихожанами

Встречи проходят каждое воскресенье в 14:30. Приглашаются все желающие изучать Слово Божие, веру, историю и богослужение Церкви!
Подробнее...


Молебен перед родами и покаянный молебен за грех аборта

В субботу, 15 декабря, в Троицком соборе будут совершены молебны перед родами, о даровании чад, а также покаянный молебен за грех аборта. Начало - в 15:00.
Подробнее...


Ремонтно-реставрационные работы в Троицком соборе

По благословению архиепископа Сумского и Ахтырского Евлогия, продолжаются ремонтно-реставрационные работы Троицкого архиерейского собора г. Сумы. Сейчас проводится замена кровли, которая к настоящему времени пришла в полную негодность. Всех неравнодушных сумчан призываем принять активное участие в восстановлении святыни!
Подробнее...


Календарь


Последние новости


"...храм, вмещающий Бога, в храм Господень приводится..."

4 декабря 2018 года в Троицком архиерейском соборе состоялось торжество в честь Божией Матери ради Ее введения в Иерусалимский храм. В праздничный день множество людей пришли на Божественную литургию и приступили ко причащению святой Евхаристии.
Подробнее...


"Облекитесь во всеоружие Божие..." (Эфесянам 6:11)

2 декабря 2018 года в Троицком архиерейском соборе были совершены воскресные богослужения Недели 27-й по Пятидесятнице. Служение Божественной литургии возглавил протоиерей Георгий Ходун.
Подробнее...


Благотворительная ярмарка в Неделю о милосердном самарянине

По благословению митрополита Сумского и Ахтырского Евлогия, 25 ноября 2018 года, в Троицком архиерейском соборе состоялась благотворительная ярмарка. Попечение о подготовке и проведении ярмарки взяли на себя участники служения "Милосердный самарянин".
Подробнее...



banner 1

banner 2


banner 3