Архимандрит Платон (Крикрис)
Церковный взгляд на женщину в Святом Писании
В Ветхом Завете женщина упоминается в двух повествованиях, посвященных сотворению человека. Эти повествования содержат величайшие истины. В задачи их святых создателей, вдохновенных Духом Божиим, не входило ни обосновать в онтологическом ключе особенности женской природы, ни сформулировать богословскую точку зрения на сотворение и личность женщины. Несомненно, и они находились под влиянием господствующего в ту эпоху патриархального духа, когда мужчина главенствовал во всем. Однако, несмотря на это, создатели Ветхого Завета через образы и символы подчеркивают, что и мужчина, и женщина являются творениями единого благотворящего Бога. И мужчина, и женщина, будучи образом Божиим, имеют одинаковую человеческую природу. Господь сотворил мужчину и женщину созданиями, которые дополняют и поддерживают друг друга. Каждый из них видит в другом и себя самого, и взаимные различия. Вдвоем они выполняют единое дело и несут совместную ответственность за мир вокруг них. Эти два уникальных творения Господь любит, о них Он печется и их благословляет.
Таковы были истины, отражающие глубину начального замысла Премудрости Божией, нарушенного падением прародителей, приведшим, помимо всего прочего, и к разладу между мужчиной и женщиной. Теперь женщина обращается к мужчине с желанием обладать им, а он относится к ней как хозяин и собственник. Именно такая картина, сложившаяся после падения, пронизывает все ветхозаветные книги. Согласно ортодоксальной иудейской традиции и принятым в ней толкованиям Закона, женщина и по уму и по зрелости стоит на более низкой ступени по сравнению с мужчиной и воспринимается как своего рода «вечный подросток». В сфере плотских отношений она является источником его желания. В области нравственности она представляет угрозу. В религиозной и богослужебной жизни считается недостойным и нечистым созданием. Даже по законодательству жена считается собственностью своего мужа (вместе с детьми, рабами и прочим имуществом) и после брака переходит из-под начала отца во владение мужу. Если муж пожелает разойтись с ней, она легко может оказаться выброшенной на улицу. За исключением редчайших случаев она не имеет права развестись с супругом по своей инициативе. Если помолвленная девушка будет уличена в неверности будущему супругу, ее забрасывают камнями. Если же измена произойдет уже в браке, она карается смертной казнью через удушение. Мужчина же за подобные проступки не подвергается никакому наказанию. За мужчиной признается право на многоженство, равно как и право на развод с женой, не родившей ему потомства за первые десять лет брака. Согласно тем же законам, женщина считается «нечистой» сорок дней после рождения мальчика и восемьдесят дней после рождения девочки. Ей запрещено принимать священнический сан, а также участвовать в богослужении в период месячного очищения. Наконец, ей запрещено во время службы в храме стоять с той стороны, где стоят мужчины.
Однако, несмотря на все это, со страниц все тех же ветхозаветных книг просияли славные образы выдающихся женщин, таких как Сара, Ревекка, Лия, Рахиль, в течение начального периода священной истории – пророчица Мириам (сестра Моисея), Девора, Иаиль, Анна (мать Самуила), освободительницы Есфирь и Иудифь. В этих книгах также нет недостатка восхвалениям женской плодовитости (главного критерия оценки женщины), женского достоинства, верности и преданности мужу, чистоты супружеских отношений, нежности мужа к жене. Эти чувства достигают вершины в женском олицетворении Святой Софии – Премудрости Божией и, прежде всего, в «Песни Песней» – чудном гимне супружеской любви. Впрочем, все это не мешало действительности оставаться для женщин крайне суровой. Исходя из этого, мы можем в полной мере оценить принципиально новое отношение к женщине, привнесенное Иисусом Христом.
И действительно, согласно евангельским рассказам, Иисус не исключает из сферы Своей любви женщину – как раз наоборот. Для Него значение имеет не пол человека, а его личность. Он называет женщин Своими сестрами, ибо и они входят в общность Церкви. Сжалившись над вдовой матерью из Наина, Он воскрешает ее сына. Исцеляет скорченную женщину в синагоге, ибо она есть дочь Аврамова и равная перед лицом Господним. Доверяет величайшие откровения женщине самаритянке (Ин.4:14 и далее), несмотря на господствовавшие в обществе взгляды, когда даже простая беседа с женщиной считалась позором. Позволяет женщинам – Марии Магдалине, Марии матери Иакова, Саломее, Сусанне и другим – не только служить Ему (Лк.8:1), но и уйти из своего дома и сопровождать Его во время проповедей перед народом, что было недоступно пониманию современных Ему раввинов. Но особую любовь Он проявляет к женщинам отверженным и униженным, изгоям общества, ибо хочет возродить их достоинство и открыть им, что они достойны уважения от Него и от Бога.
Следствием этого отношения Иисуса Христа стало то, что женщины присутствуют на Распятии и на Положении во гроб, являются вестницами Воскресения, участвуют в Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, когда вся церковная община собралась «единодушно вместе» и получила огнь Духа Святого, прославляются своими пророчицами (четыре дщери Филипповы), проповедницами (Присцилла, Фива), диакониссами, подвижницами милосердия и любви (Тавифа), мученицами, монахинями и славными матерями.
Впоследствии и апостол Павел провозглашает нечто чрезвычайно важное для своего времени: в новом мире Царствия Божиего устраняются все различия – национальные, религиозные, социальные, а также имеющие отношение к положению женщин. Однако и сам апостол Павел осознает, что ни общество, ни сама Церковь еще не готовы воспринять эту подрывающую все устои, по сути, эсхатологическую истину. И потому он прибегает к принятой в то время семейной «иерархии», считающей мужа «главой жены». А затем переходит к замечательному образу Христа – Церкви, мужа – жены. Через этот образ нам показывается высший уровень отношений мужчины и женщины, превосходящий все идеологические концепции того времени и поражающий в самый корень каждую форму деспотизма: как мужского, так и женского.
Впрочем, несмотря на смелые взгляды апостола Павла, неравенство женского и мужского пола сохраняется без существенных изменений. Миф мужского превосходства, его социального «сверх-Я» живет и в христианских общинах. Чрезмерный «пуританизм» иудаизма с его отношением к женским месячным циклам проник и в христианскую Церковь. Сформировавшееся под влиянием идей гностиков отрицательное отношение к материальному миру, к телу, к чувственному наслаждению (как к порождению низших божественных сил), а также некоторые «перегибы» аскетизма способствуют развитию духа недоверия и презрения, вражды и страха по отношению к женщине. Некоторые церковные писатели видят в женщине не источник жизни, как это заложено в замысле творения, но источник грязи и скверны (Откр.14:4). Они считают ее проклятым созданием, существующим либо во избежание блуда, либо как орган деторождения, любая связь с которым (любовная или супружеская) оскверняет человека.
Подобным взглядам, унижающим женское достоинство и ставящим под сомнение Премудрость Божию, призваны были противостоять – естественно, по мере возможностей той эпохи – отцы Церкви. И потому они непрестанно обличают бытовавшие тогда законы, исчерпывающие всю свою строгость на нравственных прегрешениях женщины и оставлявшие безнаказанными мужскую неверность. Они советуют мужьям с нежностью относиться к своим женам. Провозглашают во весь голос «равночестность мужа и жены», то есть то, что мужчина и женщина, согласно акту творения Божия, обладают равной честью, достоинством и славой, единым Божественным прообразом, единой и общей человеческой природой, единым онтологическим тождеством «по образу». И более того, они утверждают, что и для мужчины, и для женщины был совершен акт спасения Христа, их обоих касается план Божий воссоздания человека в Церкви, они совместно идут общим путем к жизни, к смерти и к воскресению.
Конечно, несмотря на все эти замечательные высказывания святых отцов, равенство мужчины и женщины оставалось для раннего христианства недостижимым идеалом. В результате человек отождествлялся практически исключительно с мужчиной, а женщина считалась чем-то низшим. Христиане непрестанно подчеркивали духовное равенство мужчины и женщины. Однако они оказались неспособны сделать из этого благодатного равенства соответствующие выводы относительно места женщины в обществе. Таким образом, им не удалось воплотить в жизнь (либо потому, что они впадали в определенного рода «ангелизм», либо потому, что общество еще не созрело для этого) провозглашенное Климентом Александрийским уже во втором веке следствие духовного равенства: «та же пища, те же брачные отношения, те же дыхание, зрение, слух, рассуждение, надежда, христианская любовь: все это должно быть им равно свойственно» (PG 8, 260C).
Кроме того, христианству на протяжении своей вековой истории не удалось сформулировать, в чем же все-таки различия мужчины и женщины. Какая таинственная сила, несмотря на единство этих двух творений в ядре своем (Быт.1:26-27), делает мужчину тем, что он есть, и заставляет женщину противостоять ему как «другое лицо», одновременно и очень близкое, и «совершенно иное». Отцы Церкви обошли стороной превосходящую естество тайну полов и проблему женской сущности. И потому они рассматривали женщину скорее с нравственной или психологической точки зрения, сравнивая ее неизменно с мужчиной. Однако это видение привело к тому, что роль мужчины отождествилась с силой и властью (мудрец, воин, правитель), а женщины – с деторождением и со служебными функциями – она заботится о доме, приносит плотское отдохновение мужу и рожает детей.
Впрочем, Церковь знает и Жену, «облаченную в солнце» (Откр.12:1). Знает Еву Благодати и Спасения, Пресвятую Богородицу. Церковные отцы и гимнографы написали великолепные произведения, воспевающие Ее пречестной лик. В них Богородица (Жена – Мать – Дева) предстает как слава и честь рода человеческого, как самая благодатная среди людей. Величие Божией Матери состоит не в плодовитости, присущей Ей от природы, но в том, что Она стала Материю Божией. И это величайшее событие и чудо – то, что Бог «родился от жены» (Гал.4:4) – придает высшее достоинство женщине. Это материнство особого рода, проявившееся как таинственный отклик на любовь Божию. С этой точки зрения, то, что выделяет женщину, что характеризует ее духовный мир, есть способность к принятию Другого – Бога, мужа, ребенка, ближнего. Это невыразимая нежность, заключающая в свои объятия и спасающая жизнь таинственным, сокровенным и многообразным способом. «Материнство», вынашивающее и «рождающее» все самое прекрасное, что есть в мире – жизнь, взаимность и благодать. И потому отцы Церкви видели в благодатном материнстве Богородицы (в мистическом принятии любви Божией) великое таинство Церкви.
Несомненно, что описываемое отношение к миру присуще и мужчине, но у женщины оно проявляется особенно ярко. С этой точки зрения, святые мужи и святые жены нашей Церкви не заключаются в границах своей биологической природы и не исчерпываются своими социальными ролями. Это личности, с одной стороны, являющие свое сокровеннейшее «я» как священную «разницу полов», а с другой – проявляющие «тождество через благодать» (св. Максим Исповедник), сходясь к общему Прообразу и становясь «одним во Христе Иисусе» (Гал.3:28). В этих невыразимых отношениях (тождестве и различии, общности и разделении, взаимности и уникальности) мужчина и женщина становятся самым светлым и сияющим образом Единого Троичного Бога.
Анонси
Парафіяльне консультування
У Троїцькому архієрейському соборі працює служба парафіяльного консультування. Священику, можна поставити питання віровчального чи духовно-морального характеру, отримати консультацію, повчання, пораду.
Також із священнослужителями Троїцького собору можна безпосередньо зв'язатися за телефоном:.............
+380504074733 - протоієрей Олександр Кудряшов, благочинний Троїцького собора.....................................................
+380661516720 – протоієрей Максим Карпенко..................................................
+380951513172 - ієрей Костянтин Таптунов..................................................
Детальніше...
Підтримаємо наш собор!
У часи війни в Україні, коли на період загрози авіаударів та вуличних боїв Троїцький архієрейський собор стає прихистком для багатьох жителів міста, наш храм сам потребує допомоги.
Детальніше...
Дитяча недільна школа
У Троїцькому архієрейському соборі діє недільна школа для дітей. Заняття відбуваються щонеділі з 10:30 до 11:30.
Детальніше...
"Милосердний самарянин"
У Троїцькому соборі діє служіння «МИЛОСЕРДНИЙ САМАРЯНИН». Закликаємо всіх небайдужих зробити свій внесок у спільну справу любові та милосердя!
Детальніше...
ПИТАННЯ ДО СВЯЩЕНИКА
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА ХРЕЩЕННЯ
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА ВІНЧАННЯ
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА СПОВІДІ
ПІДГОТОВКА ДО ТАЇНСТВА ПРИЧАСТЯ
РОЗКЛАД БОГОСЛУЖІНЬ
Останні новини
День пам'яті святителя Спиридона, єпископа Тримифінтського, чудотворця
25 грудня 2024 року, у день пам'яті святителя Спиридона, єпископа Триміфунтського, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені святкові богослужіння. Напередодні було відслужено всенічне бдіння з чином літії, а в сам день свята - молебень із акафістом святителю. У святковий день Божественну літургію очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру.
Детальніше...
Богослужіння 26-ої Неділі після П'ятидесятниці
22 грудня 2024 року, у Неділю 26-ту після П'ятидесятниці, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені уставні богослужіння. Служіння всенічного бдіння очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні духовенства. Божественну літургію очолив клірик собору священик Костянтин Таптунов.
Детальніше...
День пам'яті святителя Миколая, архієпископа Мир Лікійських, чудотворця
19 грудня 2024 року, у день пам'яті святителя Миколая, архієпископа Мир Лікійських, у Троїцькому архієрейському соборі були здійснені святкові богослужіння. Напередодні було відслужено всенічне бдіння з чином літії, а в сам день свята - молебень із акафістом святителю. У святковий день Божественну літургію очолив благочинний собору протоієрей Олександр Кудряшов у співслужінні соборного кліру.
Детальніше...